Статья опубликована в № 4274 от 06.03.2017 под заголовком: Выборы по-новому

Выборы по-новому

В Госдуму внесены весьма либеральные поправки к закону о выборах президента. Но пока не ясно, приведет ли это и к обновленной драматургии самих выборов-2018, говорит эксперт

Отказ от голосования по открепительным удостоверениям, упрощенный порядок работы наблюдателей на избирательных участках и сокращенный список требований к документам, необходимым для регистрации кандидатов, – такие изменения предусматривает пакет поправок в законы о выборах президента и об основных гарантиях избирательных прав, внесенный в Госдуму в пятницу сенаторами Андреем Клишасом и Анатолием Широковым. Законопроект, говорится в пояснительной записке, направлен на создание наиболее благоприятных условий для реализации прав участников избирательного процесса.

Как пояснила «Ведомостям» председатель Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова, во внесенном сенаторами пакете поправок учтены предложения ЦИК, сформулированные по итогам недавней думской кампании, они обсуждались на встрече с Владимиром Путиным в декабре 2016 г. Впрочем, уточнила Памфилова, сейчас сделаны в основном «тактические шаги» – вносятся самые необходимые поправки, а меры стратегического характера выходят за рамки президентской кампании и будут дорабатываться уже с прицелом на следующую парламентскую кампанию.

В частности, сенаторы предлагают изменить правила определения даты голосования. По действующему закону выборы президента проходят во второе воскресенье марта, но из-за праздников могут быть перенесены на предыдущее воскресенье (именно поэтому в 2012 г. президента выбирали 4 марта). В случае принятия новых поправок день голосования будет переноситься на следующее воскресенье (в 2018 г. это будет 18 марта). «Для нас чем позже – тем лучше», – говорит Памфилова. По ее словам, конец декабря и начало января – это «мертвый сезон», время, которое фактически вычитается из избирательных кампаний. Сейчас политики активно обсуждают и более радикальные предложения, напоминает она: либо о переносе единого дня голосования на октябрь, либо о том, чтобы все выборы, включая парламентские и президентские, проводить в апреле.

Среди других новаций – облегчение доступа наблюдателей на участки: предлагается отказаться от требования об обязательном заблаговременном направлении в избирком списка наблюдателей. Порядок их допуска был ужесточен к думским выборам 2016 г., что привело к резкому сокращению числа наблюдателей на участках: в 2016 г. 14 партий выставили на участки 301 000 наблюдателей, в то время как в 2011 г. всего семь партий привлекли 266 109 человек. Полномочия членов комиссии с совещательным голосом (их, как и наблюдателей, часто выгоняют с участков) кандидат сможет прекращать и назначать новых – до пяти раз. При этом удаление наблюдателя и отстранение члена избиркома возможны лишь за нарушение избирательного законодательства и если этот факт установлен судом. Журналистам для присутствия на участке по-прежнему будет требоваться двухмесячный стаж работы в СМИ и аккредитация от избиркома.

Главная же новелла – отказ от открепительных удостоверений, массовое использование которых вызывало ранее многочисленные нарекания. Теперь гражданин сможет проголосовать не по месту жительства, а основанием для включения его в список избирателей будет считаться факт его присутствия на участке. Обратиться в специально созданные центры обработки обращений можно будет не позднее чем за три дня до голосования – они направят избирателя на один из близлежащих участков, а в ГАС «Выборы» будет внесена соответствующая запись. Для тех, кто в последний момент оказался в другом месте, будут предусмотрены специальные мобильные участки на базе территориальных избиркомов, у которых есть постоянный доступ к электронному регистру избирателей. Специальная программа позволит зафиксировать факт голосования, исключив любую возможность повторного волеизъявления.

«Система, которую мы предлагаем, решает две важнейшие проблемы – доступности голосования и исключения всех махинаций при его проведении, – говорит Памфилова. – Мы строим очень серьезные барьеры, исключающие любые карусели». По ее оценке, новый порядок работы со списками избирателей откроет дорогу на участки для нескольких миллионов человек, которые сегодня проживают далеко от места постоянной регистрации.

Технологически открепительные удостоверения устарели, соглашается сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц: новые технологии позволяют вести гораздо более оперативный учет избирателей. Но очень важно успеть провести апробацию новой системы на региональных выборах, говорит он: «Чтобы снять возможные вопросы, необходимо убедить всех, что система прозрачна и не позволяет вмешиваться в ее работу, т. е. гарантирует однократность голосования». Времени на внедрение новой системы мало и необходимо провести натурные испытания – в противном случае слишком высоки репутационные риски, если что-то пойдет на так, предупреждает Мельконьянц. Памфилова обещает обязательно привлечь к тестированию новой системы общественных экспертов.

Кроме того, законопроект смягчает требования к собранным подписям. До сих пор малейшая неточность в подписных листах – например, при указании адреса – использовалась как основание для снятия кандидата. Поправки уточняют, что адрес места жительства избирателя может не содержать каких-либо из указанных в законе реквизитов, «если это не препятствует его однозначному восприятию». Также кандидатам разрешено заменить представленный в ЦИК документ, если он оформлен с нарушением, и донести отсутствующий не позднее чем за день до заседания, где будет решаться вопрос о регистрации кандидата. В ходе последней думской кампании отсутствие необходимых справок обернулось отказом в регистрации для нескольких десятков кандидатов – в том числе депутата Госдумы от КПРФ Сергея Обухова и экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича.

Раздача календарей – это не подкуп

Сенаторы предложили урегулировать проблему распространения кандидатами агитматериалов в форме календариков, наклеек и прочей агитпродукции. Согласно поправкам, запрет на подкуп избирателей не будет распространяться на специально изготовленные для кампании агитматериалы, стоимость которых не превышает 100 руб. за единицу. В то же время оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилий или изображений кандидатов в период избирательной кампании должна осуществляться только за счет средств избирательного фонда, говорится в законопроекте.

Это шаг в правильном направлении и он немного смягчит нынешний беспредел, говорит руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. Но кардинальных изменений не произойдет, предупреждает он: чтобы это сделать, нужно вырвать избиркомы из рук губернаторов. Сделать это можно, только изменив порядок формирования комиссий – назначать их должны не местные власти, а партии.

Менять порядок формирования избиркомов сенаторы не предлагают. Зато выступают за возможность оперативного пересмотра перечня и границ избирательных участков (сейчас они устанавливаются раз в пять лет) – в частности, для сокращения до 1500 максимальной численности избирателей (сейчас в пределах одного участка могут проживать до 3000 избирателей). Ранее председатель ЦИК объясняла, что это позволит сократить число «технических ошибок», возникающих из-за перегруженности комиссий. Авторы законопроекта, в свою очередь, ссылаются на необходимость обеспечить максимальные удобства для избирателей. Разукрупнение участков может происходить не чаще чем раз в пять лет и до объявления избирательной кампании (а в исключительных случаях – не позднее чем за 70 дней до дня голосования), говорится в проекте.

Бенефициарами «электоральной амнистии» попытаются быть и Памфилова, и новый руководитель внутриполитического блока Кремля Сергей Кириенко, полагает политолог Михаил Виноградов: «Но в любом случае возникает вопрос, идет ли речь только о ликвидации каких-то административных придирок к кандидатам или появится какая-то добавленная стоимость из более ярких кандидатов и более яркая драматургия выборов». При этом поправки не продвигаются как «антиволодинские», считает эксперт. По его мнению, есть законы, которые больше ассоциируются с именем предшественника Кириенко Вячеслава Володина – об иностранных агентах, «антисиротский» закон, пакет Яровой, а нормы, отменяемые нынешними поправками, «появились уже в конце его эпохи и не являются настолько символически значимыми». Для Володина комфортна ниша наблюдателя – в случае успеха Кириенко он не позиционирует себя как проигравший, а в случае неудачи будет рассчитывать на ностальгию, что система при нем была более понятной истеблишменту, резюмирует Виноградов.