Получить на чай по интернету

Основатель YouNow Ади Сайдман говорит, что впервые заметил бурное развитие экономики виртуальных подарков в Китае, где и основал свою компанию в 2011 г./ Charles Rex Arbogast/ AP

Когда 16-летняя школьница из Бостона Алекс Пейс хочет пообщаться со своим любимым молодым музыкантом Заком Клейтоном, она подключается со смартфона к ежедневным прямым трансляциям, которые музыкант ведет на своем канале, смотрит его выступление 10–15 мин, а затем посылает кумиру несколько долларов виртуальных чаевых. Начинающий комик и музыкант Клейтон в благодарность называет своих поклонников поименно и исполняет для них несколько танцевальных движений.

Прямая трансляция в интернете помогает заработать начинающим музыкантам. И даже состоявшиеся группы могут зарабатывать таким образом гораздо больше, чем на продаже своих записей. Молодые поклонники музыкантов не часто покупают их диски или скачивают песни. Однако фанаты готовы тратить деньги на общение с кумирами. Клейтон, которому, как и большинству его поклонников, 16 лет, живет в Остине, штат Техас. Он говорит, что в прошлом году заработал $100 000 на онлайн-трансляциях через приложение YouNow. Клейтон – один из многих молодых артистов, живущих на виртуальные чаевые и подарки от поклонников.

Нью-йоркская компания YouNow была основана шесть лет назад. Сейчас у приложения 34 млн зарегистрированных пользователей. По словам его создателей, десятки людей зарабатывают шестизначные суммы, демонстрируя через YouNow свои песни, шутки и другие таланты. За отсутствием непристойного, оскорбительного или запрещенного законом контента в трансляциях YouNow следят как автоматические системы, так и модераторы-люди.

Приложение Live.ly – конкурент YouNow, запущенный в 2016 г. По данным компании Musical.ly, которой помимо Live.ly принадлежит еще сервис для создания музыкальных видеороликов, 20 лучших создателей контента на Live.ly получают виртуальных чаевых от поклонников в среднем на $31 000 в месяц.

Примерно треть того, что поклонники переводят артистам во время онлайн-выступлений, достается Apple или Alphabet: они берут комиссию за покупки, совершаемые в приложениях, проданных через их онлайн-магазины. Львиную долю оставшегося получают исполнители. По словам президента Musical.ly в Северной Америке Алекса Хофманна, Live.ly отчисляет себе очень небольшую долю.

В ближайшее время у Live.ly и YouNow может появиться еще один конкурент: разработчики популярного в Китае приложения для онлайн-трансляций планируют выпустить американскую версию с функцией перевода чаевых. Над подобной опцией к сервису трансляции видео размышляет и Facebook.

Основатель YouNow Ади Сайдман говорит, что впервые заметил бурное развитие экономики виртуальных подарков в Китае, где и основал свою компанию в 2011 г. В тот момент он не был уверен, что эта модель приживется и на Западе. «Сомнения у нас были», – вспоминает Сайдман.

Живущий в Шанхае сооснователь Musical.ly Алекс Чжу говорит, что на запуск Live.ly в прошлом году его также вдохновила популярность онлайн-трансляций за вознаграждения в Китае. Участники рынка полагают, что приложение Live.ly смогло набрать в США большую популярность по сравнению со своими предшественниками за счет своей связи с сервисом Musical.ly.

Билет в первый ряд

Авторы популярных роликов на принадлежащем Alphabet видеосервисе YouTube зарабатывают на рекламе и спонсорских контрактах, но до недавнего времени интерактивного общения с поклонниками практически не вели. В феврале YouTube представил функцию Super Chat. Зрители онлайн-трансляции могут приобретать цветные стикеры для посланий, которые будут оставаться в верхней части окна чата на протяжении нескольких часов и приносить дополнительный доход создателю видео. Это похоже на плату за места в первом ряду зала в цифровую эпоху, говорилось в сообщении в блоге YouTube.

У запущенного в 2014 г. Musical.ly более 50 млн активных пользователей в месяц, из них 40% – в США. Сервис позволяет создавать музыкальные видеоролики и делиться ими, а также получать уведомления, когда друзья или владельцы аккаунтов, на которые пользователь подписан, ведут трансляцию на Live.ly. Компания не раскрывает точное количество пользователей Live.ly, указывая лишь, что оно исчисляется миллионами.

Зарабатывать онлайн-трансляциями не так просто. 29-летний музыкант из Алабамы Брент Морган ведет прямые трансляции через YouNow дважды в день, в совокупности по три часа в сутки. Он играет на гитаре и других инструментах и на месте сочиняет персональные короткие песенки для поклонников, посылающих ему крупные чаевые. По словам Моргана, в месяц у него выходит от $15 000 до $20 000 чистыми и в ближайшие месяцы он планирует выпустить свой первый альбом.

22-летний продюсер из Лос-Анджелеса Аарон До говорит, что зарабатывает $20 000 в месяц комедийными шоу на Live.ly. Чтобы увеличить суммы чаевых, он, например, «приглашает в гости» самых щедрых поклонников, показывая их лица остальным зрителям трансляции. А недавно он получил сразу $50 за необычное исполнение песни Элвиса Пресли Can’t Help Falling in Love With You.

17-летняя начинающая комедийная актриса из Хьюстона Лорен Годвин утверждает, что с начала года заработала через Live.ly больше $50 000. Родители девушки сначала беспокоились, что ей не хватит времени на домашние задания, но, когда начали поступать деньги, они поняли, что «это как настоящая работа», говорит Годвин.

Перевела Надежда Беличенко