Штраф вместо турбины

Контракт позволяет заводу разорвать отношения с поставщиком/ Евгений Егоров/ Ведомости

«Завод «Кирoв-энерго­маш» (принадлежит Кировскому заводу) не сможет поставить паротурбинную установку для «Балтийского завода – судостроение» (входит в ОСК), если суд признает его вину в срыве сроков поставки, сообщил на заседании суда 30 марта представитель Кировского завода. По его словам, это произойдет «по финансовым причинам».

Балтийский завод в суде требует взыскать с «Киров-энергомаша» около 240 млн руб. пени за срыв поставок оборудования, из них 188 млн руб. – пени по контракту на турбину. Стороны заключили контракт стоимостью 2,7 млрд руб. весной 2013 г. Кировский завод должен был передать турбину заказчику в мае 2015 г., но до сих пор не выполнил работу. «Кирoв-энергомаш» подал встречный иск: Балтийский завод вовремя не предоставил генераторы для испытания турбинной установки.

Установка нужна Балтийскому заводу для головного ледокола проекта 22220 «Арктика». Кировский завод ходатайствовал о привлечении ФГУП «Атомфлот» (заказчик ледокола) в качестве третьего лица. Срок сдачи ледокола стоимостью 37 млрд руб. – декабрь 2017 г. Балтийский завод совместно с ОСК и «Росатомом» в марте попросили правительство перенести сдачу ледокола на середину 2019 г. Необходимость переноса в ОСК объясняют срывом поставки паротурбинных установок и другого оборудования субподрядчиками.

Согласно допсоглашению, если к 1 апреля 2016 г. «Кирoв-энергомаш» не выполняет контракт, Балтийский завод вправе его расторгнуть и потребовать возврат авансов и неустойки, заметил на заседании суда представитель Балтийского завода. Пени за несвоевременную поставку паротурбинной установки не могут превышать 6% от стоимости контракта. Если «Кирoв-энергомаш» не поставит оборудование, это смогут сделать другие, ведь большую часть работ выполняет не завод, а его субподрядчики, говорит руководитель проекта 22220 Сергей Черногубовский.

Вместо Харькова

Испытания установки должны были пройти в 2014 г. в Харькове, но это стало невозможным, поэтому Кировскому заводу пришлось строить испытательный стенд стоимостью более 1 млрд руб. Это единственный в России универсальный стенд для испытания под нагрузкой судовых паровых турбин мощностью до 75 МВт, говорила ранее представитель предприятия.

«Киров-энергомаш» также делает для Балтийского завода еще два комплекта паротурбинных установок стоимостью более 5 млрд руб. Они предназначены для других ледоколов проекта 22220. В «Киров-энергомаше» нет финансовых проблем, есть проблемы с тем, что заказчик не выполняет свои обязательства по встречной поставке генераторов и финансированию проекта по трем ледоколом, недофинансирование заказа не может положительно сказываться на его выполнении, говорит представитель Кировского завода, уточняя, что предприятие не собирается расторгать контракты. На Балтийском заводе не ответили на запрос «Ведомостей».

Выручка «Кирoв-энергомаша» за 2015 г. составила 844 млн руб., чистый убыток – 34 млн руб. В 2015 г. поставщик завода – ЗАО «Ижора-деталь» – подал иск о банкротстве к «Киров-энергомашу» за долг в 13,5 млн руб., но потом отозвал его. Выручка Кировского завода в 2016 г. – 2,4 млрд руб., чистая прибыль – 440 млн руб.

У ОСК нет выбора, она вынуждена идти навстречу поставщику и сдвигать сроки: кроме Кировского завода, никто не сможет поставить эту установку, говорит начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. Даже в случае банкротства «Киров-энергомаша», на которое, возможно, намекает представитель завода, предприятие все равно сможет выполнить свои обязательства, просто его управлением займутся кредиторы, поясняет эксперт.

Заявление Кировского завода – манипуляция и давление на суд с попыткой создать безвыходное для судьи положение: с одной стороны, представители Кировского завода соглашаются, что сроки нарушены, но при этом прикрываются срывом контракта федерального значения, считает исполнительный директор HEADS Consulting Никита Куликов. По его словам, если стороны не пойдут на мировую, судья будет поставлен в крайне сложную ситуацию. Представители Кировского завода пытаются оказать давление на основного заказчика – «Атомфлот», а также на Балтийский завод, поскольку срыв поставки установки чреват возникновением серьезных проблем со сроками сдачи «Арктики», считает Михаил Кюрджев, партнер адвокатского бюро А2.