«Яндекс» найдет пиратов

«Яндекс.Музыка» хочет стать похожей на YouTube и «В контакте». Пользователям разрешат загружать музыку самим, правообладатели против
Загружать музыку и видео могут пользователи таких крупных сервисов, как YouTube, Soundcloud, «В контакте»/ Максим Стулов/ Ведомости

Пользователи «Яндекс.Музыки» с 3 мая могут сами загружать на страницы сервиса песни и альбомы различных исполнителей, следует из сообщения «Яндекса». Они смогут добавлять музыку в личную коллекцию и делиться ею с другими слушателями. Похожая модель загрузки контента есть у других сервисов, например у YouTube.

Необходимость нововведения представитель «Яндекса» объясняет желанием пополнить каталог «Яндекс.Музыки» контентом, которого нет у партнеров сервиса – крупных издателей музыки. По оценке «Яндекса», его стриминговый сервис покрывает около 85% всех музыкальных запросов пользователей. Но некоторых треков нет у партнеров, а они интересны пользователям, объясняет компания.

«Начинающие артисты не всегда готовы озаботиться оформлением прав на свою музыку и работать с дистрибуторами, они собирают вокруг себя аудиторию ценителей и делятся своей музыкой в социальных сетях», – говорится в сообщении «Яндекса». Или, например, сами пользователи покупают отдельные песни и альбомы на других сервисах и хотят их добавить к себе в «Яндекс.Музыку».

Отпечаток музыки

Технология сканирует аудиофайлы и создает уникальный отпечаток каждой фонограммы. В момент загрузки файла пользователем система будет сканировать его и сравнивать с базой отпечатков, имеющейся в нашем распоряжении, сообщает «Яндекс»: «Если загружается контент, которого нет в базе, по жалобе правообладателя общий доступ к нему блокируется до выяснения обстоятельств».

Загружать музыку и видео могут пользователи таких крупных сервисов, как YouTube, Soundcloud, «В контакте». Но у всех этих сервисов были большие проблемы с правообладателями, обвинявшими компании в пиратстве. Google, владеющий YouTube, был вынужден внедрить на видеохостинге систему распознавания пиратского контента (Content ID) и начать платить отчисления правообладателям. Однако артисты и музыкальные мейджоры до сих пор недовольны размером платежей от YouTube. Договориться с правообладателями пришлось Soundcloud и «В контакте».

«Яндекс» не согласовывал это нововведение с правообладателями, и мы категорически против, – говорит гендиректор Warner Music Russia (один из трех крупнейших мировых музыкальных лейблов вместе с Sony и Universal) Александр Блинов. – К сожалению, «Яндекс» встает на путь массового нарушения авторских и смежных прав и перекладывания ответственности на пользователей, в то время как другие компании понимают бесперспективность подобных действий и трансформируют свои музыкальные сервисы».

Для правообладателей это лишняя головная боль, добавляет сотрудник крупной звукозаписывающей компании: им придется постоянно отслеживать, не нарушаются ли их права. Кроме того, музыкантов ждут большие проблемы, если, например, в интернет раньше времени утечет их альбом и будет распространяться через один из крупнейших музыкальных сервисов, считает он.

«Яндекс» предусмотрел систему защиты контента, уверяет представитель компании. Если пользователь загрузит трек, который принадлежит издательствам – партнерам «Яндекс.Музыки», то за его прослушивания будут идти отчисления правообладателям – это не будет зависеть от того, с какой подписью будет загружен трек и в каком качестве. Сервис будет сканировать загружаемые файлы и включать статистику об их прослушиваниях в отчеты правообладателей. Кроме того, «Яндекс» создал свою систему распознавания контента, аналогичную Content ID у YouTube (см. врез).