Путешествие по подписке

FinalPrice предлагает авиабилеты, бронирование отелей и аренду автомобилей/ Евгений Разумый/ Ведомости

Основатель туристического сервиса Onetwotrip и бывший топ-менеджер Anywayanyday Петр Кутис привлек $4 млн на продвижение в США своего нового проекта FinalPrice. В стартап вложились венчурные фонды Almaz Capital и Sistema VC (венчурный фонд АФК «Система»), а также ряд частных инвесторов, говорится в сообщении Sistema VC и подтверждают представитель Almaz Capital и сам Кутис. Ни Кутис, ни фонды не раскрывают, какую долю в проекте приобрели новые инвесторы. Кутис уточнил, что контроль над FinalPrice будет принадлежать ему.

FinalPrice предлагает авиабилеты, бронирование отелей и аренду автомобилей, но зарабатывает не на комиссии за сделку, а на годовой подписке в $99. В итоге приложение предлагает цену на 30% ниже, чем в других сервисах, уверяет фонд Sistema VC. В 2015 г. туристический рынок США достиг $329 млрд, из которых $173 млрд пришлись на онлайн-бронирование. Около 67 млн американцев входят в категорию «часто путешествующих» (более четырех поездок в год), на них и хочет зарабатывать FinalPrice, сообщает Sistema VC.

Многие индустрии переходят на подписку – например, Netflix, Spotify, Amazon, приводятся в сообщении фонда слова Кутиса. Этим он и объясняет выбор США для продвижения сервиса: это не только один из самых крупных туристических рынков, но и рынков подписки. В России сервис работать не намерен, уточнила представительница Sistema VC.

В США сервису предстоит конкуренция с программами лояльности, предупреждает партнер фонда Target Global Александр Фролов. В России же спрос на модель подписки в самом деле невелик, соглашаются Фролов и партнер венчурного фонда iTech Capital Алексей Соловьев. У российских пользователей действительно нет привычки платить за сервисы по подписке (за исключением контента) и нет ни одного случая, когда в сегменте товаров и услуг эта модель продемонстрировала свою успешность, рассказывает Соловьев. По его словам, одному стартапу не под силу изменить мышление целой страны – для этого кто-то из гигантов должен несколько лет заливать рынок маркетинговыми деньгами. Такой опыт есть у «Яндекса», указывает эксперт. Запустив сервис заказа такси через смартфон, холдинг продемонстрировал, что через смартфон, в принципе, можно что-то заказать. Это открыло дорогу сервисам доставки еды, уборки квартиры, считает Соловьев.