Извинения вместо миллиардов

РБК не доказал в суде достоверность статьи о Сечине / Евгений Разумный/ Ведомости

«Роснефть» и РБК пришли к мировому соглашению, сообщил в суде перед началом рассмотрения кассационной жалобы госкомпании ее представитель. Суд это соглашение утвердил. На заседании представители «Роснефти» и РБК отказались раскрыть какие-либо подробности соглашения. Позднее компании опубликовали совместное заявление, где РБК и его журналисты принесли извинения «Роснефти» и ее главному исполнительному директору Игорю Сечину.

Поводом для иска «Роснефти» стала статья в РБК «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP». Ее авторы Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова и Максим Товкайло со ссылкой на анонимные источники в правительстве утверждали, что одним из условий продажи приватизируемого пакета было требование, чтобы покупатель не заключал акционерное соглашение с BP, владеющей 19,75% «Роснефти». Статья была опубликована РБК в апреле 2016 г. Ответчиками по иску кроме холдинга РБК стали и авторы статьи.

«Роснефть» требовала от РБК рекордные 3,18 млрд руб. в качестве компенсации ущерба деловой репутации за публикацию недостоверных сведений. «Роснефть» назвала статью ложной, заявив, что она «представляет собой ни на чем не основанные фантазии журналистов или их так называемых источников», и потребовала опровержения. «Предлагается по надуманному предлогу уничтожить большое СМИ и разорить журналистов. Очевидная цель иска – сделать так, чтобы журналисты никогда больше не писали о Сечине», – объяснял в суде представитель Товкайло Денис Товкайло. Судья 12 декабря решил, что публикация РБК нанесла ущерб репутации «Роснефти», но снизил сумму ущерба до 390 000 руб., «исходя из характера нарушения, степени вины нарушителя, недоказанности вероятных убытков, а также исходя из принципов разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения».

В заботе о репутации

Сумма компенсации должна быть высокой, чтобы исключить дальнейшие нарушения, иначе даже после проигрыша ответчики продолжают публиковать информацию, порочащую репутацию «Роснефти», объяснял в суде адвокат госкомпании Денис Рогов.

Следующая инстанция подтвердила, что журналисты не доказали изложенные в статье сведения, редакция должна удалить их с сайта РБК и опубликовать опровержение, но компенсацию отменила. В начале мая «Роснефть» подала кассационную жалобу на это решение. Решение суда порождает «вседозволенность и безнаказанность СМИ», сам РБК и его журналисты не воспринимают решение как доказательство собственной неправоты и «глумятся» над принятым судебным актом, писала компания в жалобе.

На прошлой неделе Михаил Прохоров продал 65% акций РБК основателю ЕСН Григорию Березкину. Перед заключением сделки стороны долго обсуждали вопрос ответственности продавца и покупателя – в частности, кто должен нести риски по иску «Роснефти». Как заявил в интервью «Ведомостям» Березкин, в итоге было решено, что теперь это ответственность ЕСН.

РБК и все журналисты, вовлеченные в конфликт, признают, что сведения в спорной статье не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию «Роснефти», а также приносят извинения «Роснефти» и Сечину, говорится в совместном заявлении сторон. Оно опубликовано на сайте «Роснефти» и сайте РБК. Также оно дважды прозвучит в эфире канала РБК, уточнил представитель холдинга. Больше ничего, по его словам, в рамках мирового соглашения от РБК не требуется.

Иск к РБК – первый случай, когда разбирательство между «Роснефтью» и крупным СМИ закончилось мировой. Госкомпания, лично Сечин и его жена Ольга за последние годы судились с журналом Forbes, «Новой газетой» и «Ведомостями». Каждый раз суды практически полностью вставали на сторону «Роснефти» и семьи Сечиных и предписывали СМИ опубликовать опровержение. Впрочем, прежде госкомпания не требовала от медиакомпаний финансовой компенсации.