Сначала думать, потом строить

Не секрет, что многое из построенного за последние годы жилья не слишком хорошо продается. И связано это не только с падением платежеспособного спроса. Раньше люди покупали впрок, не всегда ориентируясь на собственные потребности, а просто вкладываясь в недвижимость. Сейчас, когда денег стало меньше, покупают для себя. И, наверное, у многих возникает недоумение: а за что, собственно говоря, девелоперы просят такие деньги? Ситуация, когда вам предлагают жилье без отделки, обычна. Кому-то из покупателей это даже нравится, потому что они хотят сами решать, какой «характер» будет у жилья. Но к возможности творчества прилагаются кривые стены, плохо проложенные коммуникации, окна, которые раз 10 если закрыть и открыть, то дальше уже с ними вряд ли что-то можно будет сделать. И покупателю нужно вложить в квартиру еще практически столько же денег, чтобы довести ее до ума.

Сейчас на рынке недвижимости много дискутируют, нужны ли стандарты по строительству и какие. Стандарты – это единственный инструмент, который может обеспечить качество и возможность его проверить даже обывателю. В советские времена были стандарты, которые учитывали региональную специфику, ведь понятно, что одинаково строить в Москве и Новосибирске невозможно. В региональных нормах было прописано, как строить там, где холодно, где ветрено, где жарко и т. д. После того как не стало разработчика этих правил – Госстроя, идеология строительства стала размываться. Сейчас даже из уст чиновников слышится: «Зачем вообще нужны эти строительные нормы? Давайте все переведем в ГОСТ, там есть классификация, из которой девелопер может выбрать, что ему подходит». Это европейский подход, но так ли он хорош для России?

Татьяна Власова

В 1971 г. окончила Политехнический институт. В 1974 г. – Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников в области стандартизации качества продукции и метрологии. Эксперт в области строительных материалов, конструкций и изделий. Лауреат премии правительства РФ в области науки и техники. С 1993 г. – директор и руководитель ИЦ «Замок». С 1997 г. – директор Центра по сертификации оконной и дверной техники, руководитель органа по сертификации ОДТ. Замруководителя рабочей группы «Окна, двери, ворота и комплектующие к ним» ТК 465 «Строительство». Возглавляла и была участником разработки более 15 стандартов по оконной – дверной тематике.

Сейчас в Европе действуют стандарты ISO 9001–2008, которые определяют качество продукции, менеджмента, обучения и т. д. Но на практике получается, что такой подход не всегда экономически обоснован. Если у вас стройка идет на юге Италии, то для чего мощные окна с двухкамерным стеклопакетом либо с аргоном? Итальянцы задохнутся от жары и будут тратить много энергии, круглосуточно гоняя кондиционеры. А, к примеру, для севера Германии такое остекление вполне уместно. Поэтому задачей стандартов ISO9001 в редакции 2015 г. стало развернуть проблему качества лицом к человеку. То есть, прежде чем спроектировать здание, надо выяснить, что представляет собой этот регион с точки зрения климата, экологии, безопасности, и на основании этого подбирать технические требования к продукции.

В России есть «Своды правил», которые говорят о требованиях к строительной продукции в зависимости от региона строительства. Они касаются нагрузок и воздействий на здания, в первую очередь многоквартирных домов, их тепловой защиты. Если бы эти нормы соблюдались, это уберегло бы нас от многих проблем. Но, к сожалению, добровольное применение стандартов, добровольная сертификация окон и дверей привели к тому, что коридор для выпуска низкокачественной продукции расширился до неимоверных размеров.

Когда формируют заказ на строительство, оконщикам говорят: «Сделайте нам подешевле». Что значит «подешевле»? Это полное отсутствие многофункциональности, т. е. окно закрыл и открыл. Нет вариантов работы в откидном или выдвижном положении, нет микропроветривания, нет щелевого проветривания. Кроме того, это отсутствие полноценных испытаний в соответствии с действующими стандартами, полное отсутствие сервисных услуг. Сделать дешевое окно – немножечко «слукавить», добавив в профиль ПВХ вторичного сырья больше, чем это требуется по технологии. Коэкструдированный профиль, который сейчас так популярен на рынке, представляет собой предмет, где тоненькая – в 0,5 мм – пленочка первичного сырья стыдливо прикрывает собой внутреннюю часть, сплошь состоящую из вторичного. Дешевое окно требует и дешевой фурнитуры, и всего остального. Вместо того чтобы ставить многофункциональные стекла, которые хорошо переносят любую температуру, используем обычные. Мы «забываем», что на первых и последних этажах должны быть соблюдены требования безопасности, а стало быть, стекло должно быть закаленное либо многослойное.

И здесь возникает конкретный вопрос: каким образом продукция, не соответствующая требованиям стандарта, в конечном итоге поступает к потребителю? Ситуация такова, что, идя на тендер, производители окон заявляют о соответствии продукции стандартам и требованиям, заложенным в проекте. Далее в процессе строительства, когда начинается экономия средств, стоимость 1 кв. м окна меняется. В результате при решении проблемы удешевления вносятся соответствующие изменения в проект, мы получаем «устройство, закрывающее дырку в стене». К сожалению, комиссия, принимающая здание, в большинстве случаев закрывает на это глаза.

Мы пытаемся через новые стандарты менять эту ситуацию. В ноябре 2016 г. был введен в действие ГОСТ Р 56926-2016 «Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия», в котором установлены требования и к проектированию оконных и балконных конструкций, и к необходимому пакету документов, представляемых на тендер. В него входят в том числе протоколы испытаний, сертификаты и декларации соответствия на продукцию. Надеемся, что это поможет принимающей комиссии обращать внимание на качество всех элементов зданий. Сейчас разрабатывается изменение № 1 к СП 50 «Тепловая защита зданий». Автор этого документа – Институт строительной физики. В процессе разработки специалисты пришли к выводу, что показатель энергоэффективности слабо ощутим, его сложно измерить. Сейчас этот термин планируют заменить на «энергопотребление». Что такое энергопотребление, понятно практически всем. Я хочу поставить экономные лампочки, я хочу купить стиральную машину, где написано, что она меньше потребляет киловатт. И все это выльется в итоге в ту самую энергоэффективность, о которой мы сейчас так много говорим. Но инициатором и регулятором этой политики, на мой взгляд, должно быть государство.