Рынок тихо едет

В первом полугодии рынок новых автомобилей вырос на 7%. Во многом этому способствовала низкая база 2016 года
В лидерах роста – массовые бренды/ А. Махонин/ Ведомости

В первом полугодии 2017 г. рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 6,9% до 718 529 шт., сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Во II квартале 2017 г. продажи выросли на 12%, что компенсировало медленный старт в начале года, поясняет председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. По его словам, эти цифры соответствуют прогнозу АЕБ. В январе ассоциация прогнозировала рост рынка по итогам 2017 г. на 4% до 1,48 млн автомобилей.

В июне 2017 г. продано больше машин, чем в любой другой месяц года, следует из статистики. Год к году продажи в июне выросли на 15% до 141 084 автомобилей и на 0,6% к июню 2015 г.

Рынок не вырос в глобальных величинах, поясняет заместитель председателя правления ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев: высокие показатели июня и полугодия обусловлены низкой прошлогодней базой. Также повлияли программа льготного автокредитования и увеличение максимальной стоимости машины, подпадающей под эту программу, до 1,45 млн руб., добавляет он.

В лидерах роста – массовые бренды, отмечает гендиректор «Независимость-финсервиса» Наталья Жильцова. По итогам полугодия увеличились продажи Lada, Kia, Hyundai, Renault, Toyota, Volkswagen, Nissan, Skoda, падение у Toyota (-1%) и Nissan (-3%). Лидер по-прежнему Lada: за шесть месяцев продан 140 231 автомобиль (+13%).

В начале 2016 г. у Nissan продавались две модели, которых сейчас на рынке нет, – Juke и Tiida, объясняет представитель компании. Несмотря на это, Nissan растет благодаря бестселлерам X-trail, Qashqai и Almera, продолжает он. К тому же, по словам представителя Nissan, с июля Juke возвращается в Россию, что укрепит позиции компании и сделает ее линейку более конкурентной. Подходит к концу жизненный цикл ключевых моделей – Qashqai и X-trail, признает Зиновьев, но в 2017 г. ожидается обновленный X-trail, а в начале 2018 г. – новый Qashqai. Представитель Toyota на запрос не ответил.

Игроки премиального сегмента пока падают либо показывают скромный прирост в продажах, отмечает Жильцова. Согласно АЕБ продажи за полгода упали у Mercedes-Benz (-7%), Lexus (-5%), Audi (-24%), Land Rover (-4%) и Porsche (-17%), выросли у BMW (+3%) и Infiniti (+16%). Во II квартале в премиум-сегменте наблюдались последствия высокого курса рубля, что затягивает принятие решения клиентом: многие хранят сбережения в валюте, указывает председатель правления группы «Авилон» Андрей Павлович. Динамика продаж в премиальном сегменте более инертна по сравнению с массовым, говорит представитель Mercedes-Benz: во время кризиса премиальные бренды росли, затем было падение, сейчас продажи постепенно восстанавливаются. В премиальных брендах стимулы к росту дают обновленные модели, добавляет Жильцова. В мае Audi выпустила на рынок новую Q5, но говорить о доле продаж этой модели пока рано, указывает Павлович. До конца года ожидаем новую Audi А8, продолжает Жильцова.

Динамика рынка в первом полугодии, конечно, радует, но не превзошла ожидания, отмечает Зиновьев.