«Вагонмаш» движется к убытку

Первый состав опоздал больше чем на полгода / Евгений Егоров/ Ведомости

ООО «Вагонмаш», совладельцами которого являются Skoda Transportation (51%) и Кировский завод (49%), подало к комитету по транспорту Петербурга иск на 417 млн руб., следует из базы Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти. Иск зарегистрирован 21 июля. Завод оспаривает начисление пени за срыв поставок трех составов для Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена. Первый состав пришел в депо с просрочкой более семи месяцев, второй опоздал на четыре месяца, третий – почти на два. За срыв поставок комитет уже удержал из расчетов с заводом 123 млн руб., а в мае отправил претензию еще на 417 млн руб.

Пока разбирательство находится в суде, мы не можем удержать эту сумму с поставщика, объясняет представитель комитета по транспорту. Остальные пять составов из восьми пришли вовремя, добавляет она.

Конкурс на поставку восьми шестивагонных составов метро стоимостью 3,8 млрд руб. «Вагонмаш» выиграл в феврале 2015 г., но контракт был подписан спустя два месяца: его трижды обжаловал в ФАС конкурент – ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (ОЭВРЗ, входит в ЗАО «Трансмашхолдинг»). Кроме того, администрация Петербурга приостанавливала подписание контракта, пока акционером «Вагонмаша» не стал Кировский завод. На прошлой неделе завод поставил последние вагоны.

Комитет по транспорту необоснованно допустил просрочку заключения договора поставки вагонов метро на 62 дня, еще 21 день составила просрочка в согласовании технических условий, все это время «Вагонмаш» не мог приступить к работе, сообщила представитель Кировского завода. Комитет не снизил штрафные санкции и не учел законные доводы в рамках досудебного рассмотрения требований «Вагонмаша», добавляет она.

Последний поезд

Новый конкурс на поставку вагонов для Невско-Василеостровской линии будет объявлен предположительно в августе, но его точные параметры еще не определены, говорит представитель комитета по транспорту. Последние три конкурса на поставку вагонов метро в Петербурге (в общей сложности 346 шт.) выиграл ОЭВРЗ благодаря высокой локализации.

По ее словам, если штраф будет удержан, он составит около 15% от стоимости контракта: вместо планируемой прибыли «Вагонмаш» получит значительные убытки. Персонал готов и дальше производить вагоны метро, но работать с большими убытками предприятие будет не в состоянии, говорит она, уточняя, что акционеры примут решение по дальнейшей судьбе «Вагонмаша» по итогам суда.

Сейчас завод ремонтирует два состава метро, в августе или сентябре будет разыгран новый конкурс на производство шести или семи составов для Невско-Василеостровской линии, до того как он пройдет, никто не собирается замораживать производство, говорит менеджер завода.

Рентабельность такого контракта составляет порядка 10%, если «Вагонмаш» не сможет оспорить в суде сумму неустойки, то заказ рискует оказаться для предприятия убыточным, а у завода не останется средств для инвестиций и развития, говорит заместитель начальника аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Марков.

В 2012 г. «Вагонмаш» уже выигрывал конкурс на поставку девяти шестивагонных составов за 3,25 млрд руб., но не уложился в сроки и был оштрафован.

Выручка «Вагонмаша» за 2015 г. – 9,9 млн руб., убыток – 133 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».