Субсидии для велопроката

«Велогород» может получить на развитие проката до 68 млн рублей из петербургского бюджета. Других претендентов на субсидию не было
У «Велогорода» в этом году меньше станций и велосипедов/ Евгений Егоров/ Ведомости

ООО «Велогород» может получить 68,6 млн руб. из городского бюджета. Компания была единственным участником конкурса на предоставление субсидии по развитию сети велопроката и выиграла его, сообщила представитель комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга.

Сеть «Велогород» (прежнее название – «Байкинг солюшнс») действует с 2014 г. В первый год 50 млн руб. в проект вложил Банк Москвы. В прошлом году субсидия «Велогороду» из городского бюджета составила 50,6 млн руб. (максимальный размер был 81,3 млн руб.), в 2015 г. – 21,2 млн (максимальный – 34,5 млн руб.). Субсидии не покрывают всех затрат «Велогорода», говорил «Ведомостям» учредитель и владелец компании Алексей Линьков.

«Нам еще не сообщили, что мы выиграли в конкурсе», – сказал в пятницу Линьков. По его словам, после того как будет официально объявлен победитель, стороны подпишут договор: «Велогород» предоставит документы по фактическим затратам за отчетный период, а комитет проверит, какую часть из них сможет компенсировать. Только после этого КРТИ отправит заявку в комитет финансов. Точная сумма субсидии будет известна в конце года. До конца сезона «Велогород» потратит сумму, превышающую 68 млн руб., говорит Линьков.

В этом году сеть велопроката в городе сократилась. К середине июля клиенты «Велогорода» уменьшили количество поездок почти в 2 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года до 16 000. Количество зарегистрированных участников упало почти в 3 раза до 13 676 человек. Действует 65 станций (в прошлом году было 90), парк «Велогорода» – 220 велосипедов Stels, говорил в июле директор «Велогорода» Виталий Блаженов. Сеть сжалась из-за замены устаревшего иностранного оборудования на отечественное, объясняет Линьков.

Администрация Петербурга не исключает появления нового оператора. Об этом в июле написал в Twitter вице-губернатор Игорь Албин. Город не может повлиять на действующего оператора в части качества предоставления услуг, но и поменять его тоже, потому что нет желающих, объясняет другой чиновник. Опыт организации велопроката в конкурсной документации оценивается в 30 баллов, парк из 600 и более велосипедов – в 50, а до 300 велосипедов – в 30 баллов. Максимальное количество баллов – 120.

Владелец одного из частных городских велопрокатов говорит, что не верит в возможность выиграть в конкурсе на получение субсидии. Представители других частных прокатов, опрошенные «Ведомостями», либо не слышали о такой возможности, либо о ней не думали. «Прокат – неосновной вид деятельности, и развивать его как отдельное направление пока в планах нет», – объясняет представитель «Велодрайва».

Частные прокаты работают в ручном режиме, выстроить развитую сеть прокатов с ручной выдачей круглосуточно будет стоить дороже, чем организовать автоматизированную систему, считает Блаженов. Будет ли компания в следующем году развивать велопрокат в Петербурге, он не говорит.

В Москве оператора велопроката выбирают по контрактной системе. Переход на контрактную систему в Петербурге обсуждается, но в ближайшие планы не входит, говорит представитель КРТИ. Система субсидирования неэффективна, уверена советник вице-губернатора по развитию велосипедной инфраструктуры Дарья Табачникова. Компании рискуют, вкладывая свои деньги, а сама субсидия не гарантирована, объясняет она.

По данным «СПАРК-Интер­факса», в 2014 г. выручка «Велогорода» составила 403,7 млн руб., чистая прибыль – 70,3 млн, в 2015 г. выручка снизилась до 61,6 млн, а чистый убыток составил 34,4 млн руб. Час проката велосипеда стоит от 80 руб., сутки – 4505 руб.