Сеанс жадности

Подавляющему большинству картин придется заплатить за доступ к российским зрителям единовременный сбор в 5 млн руб./ PhotoXPress

Министерство культуры готово освободить от нового сбора в России только фильмы, которые выходят в кинотеатрах крайне ограниченным прокатом – не более 100 сеансов или показов. Подавляющему большинству картин придется заплатить за доступ к российским зрителям единовременный сбор в 5 млн руб., соберет деньги государственный Фонд кино. Это следует из проекта поправок в закон о кинематографии, разработанный в Минкульте, 28 августа он появился на портале государственных актов.

Новый сбор кардинально меняет систему регулирования кинопоказа в России. Сейчас прокатчики платят 3500 руб. государственной пошлины при оформлении прокатного удостоверения – будут платить еще 5 млн. Министр культуры Владимир Мединский объяснял, что отечественным фильмам этот платеж полностью компенсируют из Фонда кино. Фактически это сбор только с зарубежного кино.

Сбор нужен, чтобы зачистить прокат от низкобюджетного иностранного кино, получить дополнительные сеансы под отечественное кино и дополнительные деньги на его производство, настаивал Мединский. Минкульт рассчитывает убрать из проката более полусотни низкопробных зарубежных фильмов и собирать дополнительно в год 2,2 млрд руб., 1,4 млрд из которых – с иностранных картин, следует из пояснительной записки к законопроекту. Для сравнения: в этом году Фонд кино потратит на поддержку массовых российских фильмов 4,2 млрд руб.

По данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика», в 2016 г. российские кинотеатры показали 585 картин, 413 из них – иностранные. Общие сборы в России превысили 49 млрд руб., только 18,4% принесли российские фильмы.

Об инициативе Минкульта стало известно в январе, она вызвала массу претензий прокатчиков, продюсеров и режиссеров: из проката исчезнет качественное иностранное авторское кино, предупреждали они и предлагали ввести исключение для такого кино и, к примеру, не брать деньги с картин, выходящих менее чем на 100 экранах (т. е. в 100 кинозалах) одновременно. С вариантом согласились и крупнейшие прокатчики, работающие в России.

Проект готов, будет внесен в правительство и вынесен на публичное обсуждение, заявил Мединский на прошлой неделе. Тогда же два чиновника подтвердили «Ведомостям», что Минкульт прислушался к отрасли и сделает исключение для фильмов, демонстрирующихся на 100 экранах. Замена в проекте 100 экранов на 100 сеансов стала неприятным сюрпризом для отрасли, признались «Ведомостям» продюсеры и прокатчики.

С таким ограничением фильм, к примеру, можно показывать в течение недели всего два раза в день только в семи кинотеатрах. На 100 сеансах в кинотеатрах, как правило, выходят даже не фильмы, а спецпроекты: показы спектаклей, трансляции рок-концертов и т. д., указывает руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый.

По данным Фонда кино, в этом году лишь 26 фильмов или спецпроектов вышли менее чем на 100 сеансах, всего это около 600 сеансов. В кинопрокате они практически незаметны – в среднем в день российские кинотеатры дают 25 000–26 000 сеансов. Фильмы таких именитых режиссеров, как Вуди Аллен или Педро Альмодовар, редко собирают в России более 100 млн руб., но их картины «Светская жизнь» или «Джульетта» выходили тысячами сеансов. Ограничение в 100 сеансов – просто издевательство, категоричен руководитель крупной прокатной компании.

Новые нормы действительно зачистят прокат: платеж в 5 млн руб. неподъемен для многих зарубежных фильмов в России. По грубым расчетам, прокатчик может выплатить государству 5 млн руб., если фильм собрал в прокате минимум 20 млн руб., объяснял гендиректор «Невафильм Research» Олег Березин. В 2016 г. меньше половины иностранных фильмов собрали более 20 млн руб., подсчитали «Ведомости» по данным «Бюллетеня».

Выдавливание из кинотеатров культурно значимых зарубежных фильмов, которые не собирают большой кассы, – проблема не только прокатчиков, но и кинотеатров, зрителей, а также самих кинематографистов, которые растут на таких фильмах и чувствуют себя частью мировой культуры, говорил продюсер Сергей Сельянов.

Чиновник Минкульта парирует, что авторское кино всегда можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах. Из-за высокого уровня пиратства и неразвитости рынка прокатчикам сложно зарабатывать только на интернет-показе фильмов, возражает сотрудник прокатной компании.

Многие опрошенные «Ведомостями» продюсеры и прокатчики рассчитывают, что если проект о 5 млн руб. и будет принят, то сильно переработанным под давлением индустрии и правительства. Чиновник Минкульта говорит, что министерство готово обсуждать конкретные параметры сбора, но не саму идею: прокат необходимо максимально освободить под российские картины.

Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова вчера вечером оперативно не ответила, поступил ли проект в правительство.