Ставка на масштаб

Renault, Nissan Motor и Mitsubishi Motors в первом полугодии этого года продали совместно 5,27 млн автомобилей, опередив лидеров массового рынка – Toyota Motor и Volkswagen/ А. Гордеев/ Ведомости

Альянс Renault-Nissan, в который теперь входит Mitsubishi Motors (RNM), планирует стать мировым лидером по количеству проданных автомобилей – к 2022 г. продавать ежегодно 14 млн автомобилей (ожидаемые продажи партнеров в 2017 г. – 10,5 млн шт.). Синергия от сотрудничества должна удвоиться до 10 млрд евро в год (с 5 млрд евро в 2016 г.), сказала компания, представив шестилетний план развития Alliance 2022.

Renault, Nissan Motor и Mitsubishi Motors в первом полугодии этого года продали совместно 5,27 млн автомобилей, опередив лидеров массового рынка – Toyota Motor и Volkswagen. В конце 2022 г. RNM собирается выпускать 9 млн автомобилей, сконструированных на общих платформах, вместо 2 млн сейчас. Эти машины будут совместно использовать 22 двигателя из 31 выпускаемого тремя компаниями по сравнению с 14 из 38 в прошлом году – 75% общих агрегатов вместо 33% сейчас.

Для увеличения продаж RNM выпустит 12 новых электромобилей (EV) на общей платформе. Запас хода некоторых из этих моделей будет превышать 600 км, пишет Bloomberg, что в 2 раза больше, чем у представленного недавно второго поколения электромобиля Nissan Leaf. Быстрый 15-минутный цикл зарядки позволит восполнять энергию батарей этих EV для пробега на 230 км вместо 90 км у современных моделей. К 2022 г. альянс выпустит 40 моделей с различными уровнями автономного управления, по крайней мере, один из них будет передвигаться без какого-либо вмешательства человека. Также компания собирается предлагать услуги роботизированного такси, но в среднесрочной перспективе доходы от предоставления услуги мобильности вряд ли станут значительными по сравнению с традиционным изготовлением машин и автокомпонентов, считает председатель совета директоров и гендиректор альянса RNM Карлос Гон. «Мы собираемся использовать масштаб, который должны создать для получения конкурентных преимуществ в будущем, – сказал Гон в интервью Bloomberg. – Большие парни получат большие преимущества в такой ситуации».

Кто прибыльнее

Операционная прибыль в 6,2% у Renault за первое полугодие была ниже, чем у меньшего по продажам французского конкурента PSA Group (Peugeot Citroen), Nissan по этому показателю опережает Honda, но отстает от Toyota.

К концу шестилетнего плана партнеры планируют сократить расходы на выпуск электромобилей на 30% по сравнению с уровнем 2016 г. и увеличить экономию за счет расширения использования общих платформ и силовых агрегатов. Альянс открыт для новых членов. Сейчас Renault-Nissan сотрудничает с немецким Daimler (перекрестно владеют по 3,1% акций друг друга) и китайской Dongfeng.

Годовой оборот альянса должен составить $240 млрд по сравнению со $180 млрд в прошлом году. «Мы считаем, что рост отрасли будет в основном идти в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии, и мы готовы к этому», – сказал Гон Bloomberg.

Объявленная цель повысить синергию до 10 млрд евро сама по себе не имеет большого значения, отмечает французская Les Echos. «Это виртуальная цифра, которая учитывает как непроизведенные инвестиции, так и экономию средств по сравнению со схемой, где каждая из компаний действует самостоятельно, – сказал изданию аналитик Natixis Жорж Деньг. – Внешнему наблюдателю сложно это проверить, но легко понять выгоды, достигнутые за счет объединения ресурсов или лучшего разделения труда». Присоединение Mitsubishi в конце 2016 г. и рост продаж действительно повысят экономию за счет масштаба. «Renault, которая, как ожидается, продаст 3,5 млн автомобилей в этом году, имеет доступ к центру закупок для 10 млн автомобилей – это чрезвычайно продуктивно», – сказал Les Echos Гаэтан Тулемонд из Deutsche Bank.

В то время когда General Motors сворачивает бизнес в Европе, Южной Африке и Индии, а Tesla, производящая 100 000 машин в год, оценивается рынком в $63 млрд, Гон удваивает старомодные достоинства масштаба: разделение платформ, производственных мощностей и технологий, пишет The Wall Street Journal. Высокие показатели синергии не так важны для инвесторов, как прибыльность входящих в альянс компаний.