Экономика в пробке


Прогнозы, связанные с ростом уровня автомобилизации в развивающихся странах, могут не оправдаться из-за «пробочного» кризиса, считают специалисты Legal & General Investment Management (LGIM), управляющей $1,29 трлн активов. «Ожидается, что через 20 лет число автомобилей в мире удвоится и 90% этого роста придется на развивающиеся страны. Но не учитываются фундаментальные различия между крупными городами в развивающихся и развитых странах», – отмечает аналитик LGIM Курт Гилберт. Плотность населения в первых, по его словам, втрое выше, чем в городах развитых стран.

По прогнозам BP, в странах, не входящих в ОЭСР, число автомобилей утроится до 1,2 млрд в 2015–2035 гг.; во многом из-за этого глобальный спрос на энергоресурсы увеличится на 30%. ExxonMobil ждет роста потребления энергоресурсов в транспортном секторе Азиатско-Тихоокеанского региона на 62% в 2015–2040 гг.: автомобилизация перевешивает эффект от повышения энергоэффективности.

Но LGIM приводит в пример Пекин, который уже принял жесткие меры по борьбе с загруженностью дорог и загрязнением воздуха. В 2010 г. столица Китая ввела лотерейную систему на право приобрести автомобиль, после того как за предыдущие семь лет число машин на 1000 жителей удвоилось до 231. С тех пор городской автопарк стал расти гораздо медленнее, теперь машины есть у 252 из 1000 жителей. В других китайских городах, принявших или рассматривающих ограничения на продажу автомобилей, – у 220, отмечает Гилберт. Если взять это в качестве ориентира для всей страны, то число машин в Китае вырастет с нынешних 290 млн лишь до 369 млн к 2035 г., по оценкам LGIM. Это значительно меньше 477 млн, прогнозируемых крупной исследовательской компанией из США, на которую ссылается LGIM (не называя ее). Такая разница эквивалентна потреблению 2,5 млн баррелей нефти в день.

Производитель навигационного оборудования TomTom изучил ситуацию в 188 городах с населением свыше 800 000 человек и обнаружил, что во многих других развивающихся странах загруженность дорог не меньше, чем в Китае, и выше, чем в развитых странах. По данным TomTom, наихудшая ситуация в Мехико, дальше следуют Бангкок и Джакарта, а Пекин занимает только 10-е место. Всего на долю развивающихся стран приходится 19 из 20 самых загруженных городов. И почти во всех из них ситуация на дорогах ухудшается.

По данным NationMaster, в 2014 г. в США было 797 автомобилей на 1000 жителей, в Австралии – 717, а в Италии – 679. Но в развивающихся странах число машин на душу населения может достичь пика на гораздо более низких уровнях, чем в развитых. Это связано в том числе с тем, что в крупных городах развивающихся стран плотность населения гораздо выше, чем в развитых. По оценке LGIM, 56 самых густонаселенных городов находятся в развивающихся странах.

Отчасти из-за этого развивающиеся страны обычно проигрывают развитым по количеству километров дорог на душу населения. По данным LGIM, в США 22,2 км дорог на 1000 человек, а в Китае – только 1,1 км. Среднее значение для развитых стран равно 7,7 км, а для развивающихся – 2,8 км. «Многие города [развивающихся стран] страдают от устаревшего городского планирования и не рассчитаны на нынешний дорожный трафик, – говорит Гилберт. – Дорожная сеть Китая выросла лишь на 30% за 10 лет, а число автомобилей – в 4 раза».

В отличие от LGIM Меган Брюэр, профессор Стелленбосского университета и бывший эксперт TomTom, считает корреляцию между загруженностью дорог и плотностью населения «слабой». Крупные города в развивающихся странах страдают от пробок гораздо больше, чем в развитых, из-за плохо развитого общественного транспорта и худшего качества дорог, утверждает она. Кроме того, в развивающихся странах собственный автомобиль по-прежнему является символом статуса, в отличие от развитых, и этот фактор, вероятно, еще какое-то время будет стимулировать продажи, отмечает Брюэр.

Перевел Алексей Невельский