Тоннель вместо моста

Вместе с ЗСД новая магистраль разгрузит центр города/ Евгений Егоров/ Ведомости

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин предложил разработчикам проекта Восточного скоростного диаметра рассмотреть вариант строительства тоннеля под Невой. «Тоннель ведет к удорожанию проекта на 3–4 млрд, что несущественно при столь масштабном проекте, но это хорошее решение с точки зрения видовых характеристик», – приводит пресс-служба его слова на прошедшем в пятницу совещании. Изначально проект предусматривал строительство моста через Неву в створе ул. Фаянсовой и Зольной. Согласно требованиям ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» он должен быть неразводным с высотой подмостового габарита не менее 30 м. Но есть ограничения в связи с размещением нового моста в зоне охраняемых видовых панорам недалеко от Финляндского железнодорожного моста, северная часть которого признана памятником и находится под охраной, сообщает пресс-служба городской администрации. По словам чиновников, объект также затрагивает охранную зону церкви иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» на Шпалерной улице.

Смольный планирует реализовывать проект стоимостью около 110 млрд руб. по схеме ГЧП. Интерес к нему проявили банк ВТБ и Евразийский банк развития. Предполагаемая пропускная способность шестиполосной магистрали – до 100 000 автомобилей в сутки. Строительство займет пять лет. В сочетании с ЗСД трасса будет выполнять функции обхода центра Петербурга, проезд по ней будет платным. АО «Западный скоростной диаметр», которое принадлежит Петербургу, в 2016 г. выполнило предпроектную проработку (см. врез).

Два из трех

Магистраль протяженностью около 22,6 км в черте города поделена на три участка – от ЗСД до Витебского проспекта; от Витебского проспекта до Союзного проспекта / пр-та Энергетиков; от Союзного проспекта / пр-та Энергетиков до ул. Коммуны. Проект планировки территории первых двух участков, по данным пресс-службы, должен быть готов к марту 2018 г.

Чиновники уже планировали построить тоннель под Невой рядом со Смольным. Орловский тоннель длиной в 1 км в равных долях должны были финансировать городской бюджет, федеральный инвестфонд и концессионер – выбранная по конкурсу Невская концессионная компания (НКК). От проекта, стоимость которого выросла с 44,7 млрд до 70 млрд руб., власти отказались в 2012 г., признав его неэффективным. НКК, потратившая 1,5 млрд руб., получила из бюджета компенсацию в 1,2 млрд руб.

В инженерно-геологических условиях Петербурга тоннель – это чрезвычайно дорогое сооружение, дополнительные 3–4 млрд руб. выглядят заниженной оценкой, считает Алексей Ефанов, партнер практики «Инжиниринг» группы «НЭО центр». По его словам, Орловский тоннель можно было бы заменить мостом стоимостью около 20 млрд руб.

Тоннель может благоприятно сказаться на движении по реке, кроме того, в него можно убрать коммуникации, что опять-таки улучшает внешний вид города, говорит Дмитрий Баранов, эксперт УК «Финам менеджмент». Тоннель в меньшей степени, чем мост, подвержен влиянию погоды, добавляет он.