Лидеры российской розничной торговли «Магнит» и Х5 обменялись ключевыми менеджерами

В сохранении команды «Пятерочки» решающую роль сыграл Шехтерман/ Андрей Гордеев / Ведомости

Новым руководителем второй по обороту розничной компании России, «Магнита», 22 июня стала выходец из главного конкурента – X5 Retail Group – Ольга Наумова, сообщил ритейлер решение совета директоров. Почти одновременно о назначении гендиректора «Пятерочки» объявила X5: им стал Сергей Гончаров, отвечавший в «Магните» за аптеки и косметику.

Перемена мест нанимаемых

Обмен топ-менеджментом между конкурентами начался незадолго до середины февраля 2018 г., когда основатель «Магнита» Сергей Галицкий продал почти весь свой пакет ВТБ – в январе 2018 г. Гончаров ушел из компании и вскоре стал директором по стратегии X5. В мае из-за разногласий по поводу развития магазинов у дома и принципах менеджмента Наумова ушла с поста гендиректора «Пятерочки», вслед за ней компанию покинули региональный директор и директор по персоналу. Исполнять обязанности руководителя магазинов у дома X5 начал главный исполнительный директор группы Игорь Шехтерман.

Теперь руководство «Магнита» более чем наполовину состоит из недавних сотрудников X5. Помимо Наумовой в правлении «Магнита» – бывший финансовый директор X5 Елена Милинова, директор по персоналу «Пятерочки» Татьяна Князева, директор региональной сети и центрального дивизиона «Пятерочки» Артем Смоленский: четверо из шести. Из старой команды остался Илья Саттаров, вошла в правление Елена Жаворонкова.

Предшественник Наумовой – Хачатур Помбухчан – уволился по собственному желанию, говорится в материалах «Магнита». Помбухчан – из команды Галицкого, работал в «Магните» более 10 лет. В 2006 г. он пришел на должность директора по маркетингу и связям с инвесторами, затем был финансовым директором и председателем совета директоров «Магнита», а после ухода Галицкого занял его должность гендиректора.

Командный обмен

Примеры, когда топ-менеджер приводил с собой команду, в российском ритейле есть, но, как правило, они касались руководителей-экспатов, вспоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров и приводит в пример бывшего руководителя сети «О’кей» Патрика Лонге и действующего – Миодрага Бороевича, которые приводили французскую и балканскую команды, и Педро да Сильва с португальской командой в «Дикси».

Уход Наумовой из Х5 прошел не совсем гладко, так что Х5 удалось избежать больших потерь, в первую очередь – среди директоров региональных филиалов, от которых сильно зависят продажи и которых трудно заменить, рассуждает Бурмистров. В сохранении команды решающую роль сыграл Шехтерман, считает аналитик: как врио руководителя «Пятерочки» он убедил ключевых менеджеров продолжить работу.

«Магнит» ставит задачу

Цель «Магнита» – вернуть упущенное в 2016 г. лидерство в российской рознице. «Конкуренция на рынке ритейла усиливается, и компании необходимы новые прорывные решения, чтобы вернуть лидерство в секторе», – говорил в мае Помбухчан. За первые три месяца 2018 г. выручка «Магнита» выросла на 8,08% (в сравнении с первыми тремя месяцами 2017 г.) и достигла 288,56 млрд руб., но трафик в сопоставимых магазинах сети падает по всем форматам – всего на 3,64% за квартал. Темпы роста конкурента – X5 – гораздо выше, сохраняется и отрыв в обороте: его продажи выросли за квартал на 19,9% и составили 351,5 млрд руб.

Главная задача Наумовой – адаптировать бизнес-модель «Магнита» к новым реалиям рынка, считает Марат Ибрагимов из БКС. «Магнит» по некоторым позициям существенно отстал от «Пятерочки» и основная задача новой команды – быстро устранить это отставание, соглашается Бурмистров: «Одно это может дать существенное улучшение результатов». Требования потребителя к магазину становятся жестче, это, уверен Бурмистров, требует изменений в «Магните», который пока уступает «Пятерочке» в восприятии покупателей.

«Магниту» после ухода Галицкого был нужен харизматичный лидер с четким видением перспектив сети, продолжает Бурмистров: «И он его получил в лице Наумовой. А схема, при которой Наумова работала бы под формальным руководством Помбухчана, по сути двоевластие, задумывалась как переходная, так как не могла быть успешной».

Цели лидера

Новый гендиректор «Пятерочки», считает Х5, должен предложить новые подходы, которые обеспечат баланс роста, эффективности и доходности бизнеса. У Гончарова есть успешный опыт в стратегии и управлении брендом, в операционном управлении и развитии розничного бизнеса, перечислил Шехтерман.

Гончаров участвовал в разработке стратегии Х5, определены основные направления, сообщил «Ведомостям» представитель группы: повышение эффективности уже открытых магазинов, развитие, основанное на анализе больших данных, инновации, работа над созданием экосистемы – технологической платформы для онлайн- и офлайн-ритейла и сервисов.

Задачи перед X5 гораздо сложнее и фундаментальнее, чем перед «Магнитом», считает Бурмистров: необходимо выбрать, что станет ступенью для последующего развития. «Пятерочка» приносит 77% выручки Х5, это делает должность Гончарова ключевой среди топ-менеджмента ритейлера, отмечают аналитики «ВТБ капитала».

Перед «Пятерочкой» стоят и более простые проблемы, указывает Бурмистров: текучесть кадров в сети выше средней по отрасли, соответственно, есть недостаточная клиентоориентированность и вовлеченность персонала, высоки также показатели товарных потерь после расширения ассортимента магазинов. «Гончаров с этими задачами, как мне кажется, может справиться», – заключает эксперт.

Работая в «Магните», Гончаров вывел сеть в лидеры в области продаж бытовой химии и косметики: в частности, число таких магазинов выросло при нем более чем впятеро за 2013–2017 гг., выручка достигла 79 млрд руб., напоминают аналитики «ВТБ капитала». Но эти цифры сопоставимы всего с 8% выручки «Пятерочки», а конкуренция в продовольственной торговле выше, чем в бытовой химии и косметике, пишут они: «Успешность деятельности еще предстоит подтвердить».