История милосердия в картинах

Благотворительность в искусстве – традиционная специальная сессия конференции «Ведомостей»
Питер Брейгель Младший «Семь актов милосердия»

Продолжая традицию поиска образов благотворительности в различных видах искусства, на конференции в этом году мы решили провести сессию о живописи и искать благотворительные образы в картинах. Нам казалось, что по аналогии с профессией строителя, или космонавта, или учителя мы легко найдем картины, отображающие благотворителя при исполнении его профессиональных функций. Однако мы ошиблись! Искусствоведы из самых разных музеев наперебой отказывались выступать, ссылаясь на то, что тема не исследована, таких картин нет или что тема незначима для искусства. Не поверив им, мы сами пошли по музеям в поисках картин: в Русский музей, Третьяковскую галерею, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Лувр, Уффици; подняли фотографии из предыдущих поездок в музеи Амстердама, Брюсселя, Вены, Лондона, Мадрида. Нашли, но не совсем то, что первоначально искали. Картин, на которых изображено, что кто-то кому-то что-то дарит из благотворительных побуждений, не обнаружилось, за исключением картин на сюжет из Библии, когда волхвы пришли поклониться Иисусу и принесли в качестве даров золото, ладан и смирну. Но обнаружился пласт картин – портретов знаменитых меценатов и картины, призывающие к состраданию, как с библейскими, так и со светскими сюжетами. И мы узнали интереснейшую историю о том, почему в Италии XV в. зарождавшиеся светские благотворительные общества стали крупными заказчиками картин. Вот эта история.

Первые благотворительные общества появились в Венецианской республике в XIV–XV вв. Экономический подъем городов-республик в Италии привел к росту влияния сословий: ремесленников, купцов, банкиров. Образованные люди из этих сословий стремились заглянуть дальше системы ценностей, созданной в Средние века церковной культурой и отличавшейся аскетичностью, покорностью, смирением духа. Следствием их исканий стало новое течение – гуманизм, рассматривавший человека как личность. Сословия стали создавать светские общества, которые уже не контролировались церковью, таким образом появились первые общественные благотворительные организации для помощи больным и бедным. В Венеции в XVI в. существовало шесть больших скуол (всего их было больше 200) – это были благотворительные братства, члены которых ежегодно делали взнос на благотворительные нужды, и, хотя у каждой из них был святой покровитель, они не имели связи с церковью, члены были равны между собой, аристократам запрещалось занимать официальные посты в скуоле. Богатые скуолы владели собственными зданиями, где регулярно проходили встречи членов скуолы, и в них должна была появиться особая атмосфера, призывающая к сочувствию, состраданию и благотворительности. Такая атмосфера тогда могла быть создана фресками и картинами.

То, что картины могут оказывать сильное эмоциональное воздействие, венецианцы узнали в 1518 г., когда увидели «Асунту» Тициана в главном алтаре собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Необычно яркие краски картины, взволнованные позы, выразительные лица, жесты переживания изображенных на картине никого из входящих в собор не оставляли безучастным.

Члены скуол хотели создать такую же эмоциональную атмосферу в помещениях, где они собирались, и для этого искали лучших художников, способных создавать живописные образы, внушающие и передающие благотворительные идеи. А так как кодексом общественного поведения на тот момент были примеры и истории из Библии, нужна была трансляция библейских сюжетов, способных не растоптать, а возвысить личность и призвать членов братства проявлять щедрость к больным, немощным и бедным.

Для оказания благотворительной помощи неимущим Советом Десяти, органом, контролировавшим дожа и следившим за политической ситуацией в Венецианской республике, было зарегистрировано Братство Сан-Рокко, это братство в 1549 г. основало Скуолу Сан-Рокко, тогда же было построено ее здание. В 1564 г. братство объявило конкурс на роспись внутренних интерьеров здания, в котором приняли участие великие венецианские художники Паоло Веронезе, Тинторетто и Тициан Вечеллио, победителем был признан Тинторетто, представивший вместо наброска готовую картину «Святой Рох во славе», он и расписывал интерьеры скуолы в последующие 23 года. Законченную работу современники описали такими словами: «Вряд ли найдется в другом месте четыре стены, в которые вложено столько гениальности, воздух этих полотен так густ, что трудно дышать». Свою основную задачу члены братства видели в сборе средств для оказания помощи бедным и больным, пострадавшим от чумы, отсюда и название в честь святого Роха – защитника от чумы. А в молодом Тинторетто члены братства увидели художника, способного писать картины, транслирующие религиозные мотивы в благотворительные порывы.

Картин, которые отображают собственно процесс благотворительности, не так много, чаще всего это либо библейские сюжеты, либо подаяние милостыни. В XV и в особенности в XVI в. это были картины под названием Caritas, т. е. «милосердие». Композиция картины состоит из изображения обнаженной или полуобнаженной фигуры женщины с тремя младенцами. Судя по всему, этот сюжет был востребован покупателями, и эта тема нашла отображение у многих художников, в том числе у таких известных, как Франческо Сальвиатти «Аллегория милосердия» (галерея Уффици, Флоренция), Лукас Кранах Старший «Милосердие» (Национальная галерея, Лондон), Микеле Тозини «Милосердие» (Национальная галерея, Лондон), Карл Портелли «Милосердие» (Прадо, Мадрид), Ян Массейс «Милосердие» (Генуя).

В XVI–XVII вв. это картины на сюжет «Семь деяний милосердия» – о христианской традиции, восходящей к Библии: дать еду голодному и воду жаждущему, приютить странника, поделиться одеждой с нагим, навестить больного и заключенного в темницу, похоронить мертвого. На эту тему писали Питер Брейгель Младший (Антверпен, Королевский музей искусств), Давид Тенирс (Лувр), но, пожалуй, самая известная картина – «Семь деяний милосердия» принадлежит кисти знаменитого итальянского художника Караваджо, он написал ее в 1606–1607 гг. по заказу благотворительного общества Пио Монте делла Мизерикордиа, которое построило в Неаполе церковь, воспевающую благородные деяния человека. Общество существует и занимается благотворительностью по настоящий день.

В XVIII–XIX вв. происходит смещение отображения благотворительности от обобщающих библейских сюжетов к конкретным жанровым сценам, таким как подаяние милостыни, сцены в домах инвалидов, престарелых, сиротских приютах. В российской живописи, пожалуй, самые известные картины с призывом к благотворительности написаны Владимиром Маковским, а самая яркая из них – «Ночлежка». Следует также выделить Евграфа Сорокина с его картиной «Нищая девочка-испанка» (Третьяковская галерея) и Фирса Журавлева «Дети-нищие» (Русский музей), хотя на этих картинах скорее отображено желание отделаться или откупиться мелкой суммой денег от сути проблемы помощи бедным, и это одинаково везде, что в Испании, что в России.

В советской живописи образов благотворительности практически не было, хотя в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу есть картина Г. М. Коржева-Чувелева «Художник», датированная 1960 г. и изображающая... уличного художника с лежащим на полу беретом для подаяния. А из современной российской живописи можно в качестве примера привести картину Б. Неклюдова «Трофейный аккордеон».

В подготовке статьи участвовали Надежда Шуматова, Екатерина Плотникова