Airbnb восстановилась после локдауна

Компания снова привлекает к сотрудничеству звездных специалистов
Reuters

Популярный американский сервис аренды жилья Airbnb объявил на прошлой неделе о сотрудничестве с легендарным британским дизайнером сэром Джонатаном «Джони» Айвом, бывшим главным дизайнером Apple. Как сообщает Financial Times, он поможет Airbnb провести редизайн текущего сайта и приложения и разработать дизайн новых продуктов. Основатель и генеральный директор сервиса Брайан Чески подчеркнул, что Airbnb подписала договор об «особом сотрудничестве» на несколько лет с фирмой Айва LoveFrom. По его словам, именитый мастер поможет также в создании внутреннего отдела дизайна. Сэр Джонатан, известный в первую очередь своей работой над iMac и iPhone, покинул Apple в июне 2019 г. Рыцарский титул был пожалован ему в 2012 г.

Чески известен тем, что не чурается просить совета у именитых специалистов. На заре Airbnb он консультировался с руководителями крупнейших сетей отелей, с генеральными директорами и основателями Facebook, eBay, Amazon и Groupon. В 2013 г. ему удалось убедить прийти на работу в Airbnb своего главного ментора – Чипа Конли, который в 1987 г. в возрасте 26 лет основал фирму по управлению бутик-отелями Joie de Vivre Hospitality и сделал ее вторым по величине оператором бутик-отелей в США.

В марте после пандемического закрытия границ количество бронирований жилья через Airbnb в Азии упало по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 95%, в Европе (крупнейшем рынке для сервиса) – на 75%, в США – на 50%. Однако уже в начале июля этот показатель вернулся на доковидный уровень. Airbnb осторожно заявила о намерении провести IPO, аналитики тогда оценивали компанию не выше $18 млрд. Сейчас же эксперты сходятся во мнении, что во время своего IPO в ноябре или декабре Airbnb будет оценена не менее чем в $30 млрд и сможет привлечь до $3 млрд. При этом границы как были закрыты, так и остаются. Что же изменилось?

С началом кризиса Чески действовал «как все» – например, в мае Airbnb объявила об увольнении 25% из 7500 своих сотрудников в 24 странах мира. Он также уменьшил маркетинговый бюджет на $1 млрд и взял в долг $2 млрд.

А чуть позже Чески заметил признаки восстановления своего бизнеса, откуда не ждал. В условиях, когда слетать на отдых было невозможно, отдохнуть можно было, только съездив на автомобиле куда-нибудь недалеко. Но и в туре выходного дня люди не хотели селиться в отелях с их общими зонами. Поэтому они искали жилье для съема в близлежащих городах на Airbnb. Существенно выросла даже доля людей, которые арендуют квартиру на пару дней в своем же городе – только бы сменить обстановку.

Чески среагировал моментально. Если до пандемии реклама и специальные предложения на сайте звали в далекую дорогу, то уже в июне акцент сместился на местные предложения. Для примера: 25 августа пользователям из Москвы Airbnb рекомендовала незабываемый отдых в Можайске, Подольске, Осташкове и Переславле-Залесском. В августе, по данным компании, более половины всех бронирований были сделаны в радиусе 500 км от места жительства гостя. «Никогда бы не подумал, что мне придется всего за 10 недель решить такое количество проблем, которого с лихвой хватило бы лет на десять», – рассказал Чески в интервью The Wall Street Journal.

По данным Edison Trends, в период с июня по конец сентября путешественники потратили на бронирование через Airbnb больше, чем на онлайн-бронирование в таких сетях отелей, как Marriott International или Hilton Worldwide Holdings. Хотя до марта 2020 г. показатели этих сетей были втрое выше бронирований через Airbnb. Общие результаты деятельности Airbnb в этом году вряд ли даже приблизятся к прошлогодним, а будущее авиаперелетов и туризма пока остается туманным, но отраслевые эксперты говорят, что Чески поразил их быстротой реакции. «Airbnb уже не маленькая компания, она могла бы просто занять выжидающую позицию», – говорит генеральный директор венчурного фонда Y Combinator Майкл Сейбель. Фонд инвестировал в Airbnb на заре существования компании.

Чески не только переориентировал бизнес и сократил персонал. Он заморозил расходы на развитие всех новых проектов, включая свой любимый Experiences – сервис выбора мероприятий, организованных для пользователей Airbnb по месту аренды жилья. Experiences стартовал в конце 2016 г. и стал основной причиной того, что в 2019 г. Airbnb, по данным The Wall Street Journal, получила чистый убыток в $674 млн при доходах в $4,8 млрд (в 2018 г. компания рапортовала о прибыли по EBITDA в $200 млн). По прогнозам аналитиков, общий убыток Airbnb в 2020 г. может составить $2 млрд, из которых половина придется на подразделение Experiences.

Заморожены были также проект бронирования отелей, который компания строила на базе купленного в прошлом году сайта Hotel Tonight, и подразделение по производству собственных телешоу, об открытии которого сообщало в апреле агентство Reuters. Подразделение выпустило документальный фильм о мужском хоре и планировало снимать другие картины, но дальнейшая судьба всех этих проектов пока не определена – Чески утверждает, что основной бизнес будет иметь приоритет и после пандемии. В целом теперь Airbnb опять похожа на ту компанию, которую Чески основал с двумя друзьями в Сан-Франциско более 10 лет тому назад.