Тема недели: Как отличить волка от бабушки

Российское государство намерено обзавестись системами, дублирующими важные для работоспособности интернета механизмы IP-адресации и управления доменными именами (DNS).

Сейчас у наших властей нет влияния на эти механизмы, и это их расстраивает. Уже много лет чиновники повторяют как мантру: государство должно вернуть себе суверенитет над национальным сегментом сети. Обычно они увязывают это с вопросами безопасности. «Велики риски умышленного нарушения работы национальных сегментов сети или полного отключения стран от интернета без объяснений и без ссылок на нормы международного права», – убеждал в октябре 2014 г. делегатов конференции Международного союза электросвязи российский министр связи Николай Никифоров.

Авторы исследования, выпущенного в этом году под эгидой Всемирного экономического форума в Давосе, – признанные в мире корифеи в области интернета Уильям Дрейк, Винтон Серф и Вольфганг Кляйнвахтер, напротив, одним из трех рисков для развития интернета назвали «государственную фрагментацию», т. е. «правила и действия правительств, которые затрудняют или запрещают определенным пользователям интернета создавать, распространять или получать доступ к информационным ресурсам».

Не получив поддержки в мире, российские власти, видимо, решили самостоятельно создать механизмы, позволяющие в нужный момент перехватить контроль над национальным сегментом сети.

«Трактовать это как какой-то полный контроль над интернетом, наверное, было бы неверно», – прокомментировал вчера пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков последние инициативы власти (цитата по «Интерфаксу»). И вновь сослался на безопасность: современные технологии позволяют целые страны оставлять без интернета и Россия должна быть в состоянии защитить свой сегмент сети.

В самом деле, создание параллельных механизмов еще не дает государству контроля над национальным сегментом сети. Такой контроль появляется, только если они заменяют собой изначальные механизмы функционирования интернета – не важно, отключатся они при этом изнутри или снаружи. То есть это всего лишь еще один шаг к контролю над интернетом.

Когда создавался черный список сайтов, подлежащих блокировке, чиновники тоже прикрывались благими намерениями – борьбой с детской порнографией. Но спустя небольшое время оказалось, что государство борется не только с ней.

Сказки учат нас не слишком доверяться бабушке, когда она начинает объяснять, почему у нее такие большие уши, глаза и зубы. Если бабушка выглядит, разговаривает и действует как волк, то она волк.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»