Тема недели: Telenor ищет помощи в Италии

Норвежская Telenor планирует в сентябре продать на бирже треть Vimpelcom Ltd. Она хотела бы сделать это в Лондоне, где акции холдинга еще не торгуются. Правда, пока листинг у компании есть только в США, на бирже NASDAQ, а в Европе листинга нет и размещение там невозможно, приводит «Интерфакс» слова финансового директора Vimpelcom Ltd. Эндрю Дэвиса. Его гендиректор Жан-Ив Шарлье, правда, пообещал изучить возможности листинга в Европе в средней или долгосрочной перспективе. Но сейчас у Vimpelcom в свободном обращении только 10,8% акций на NASDAQ, и этого, по мнению Шарлье, «недостаточно». Поэтому Vimpelcom поддержит решение Telenor о продаже акций на бирже.

За почти 20 лет, прошедших с ноября 1996 г., когда «Вымпелком» первым из российских эмитентов вывел акции на зарубежную биржу, изменилось практически все, кроме, пожалуй, его биржевого тикера (VIP). Компания, вышедшая на Нью-Йоркскую биржу (NYSE), была сугубо российским оператором на новом рынке с очевидным потенциалом роста. А холдинг с похожим названием, торгующийся сейчас на NASDAQ, владеет операторами в разных странах мира, и большинство рынков, где он присутствует, уже насытились мобильной связью и стагнируют.

За эти годы компания прошла несколько этапов трансформаций, слияний и поглощений, в процессе которых частично растеряла тех инвесторов, которые ориентировались на российский рынок. Чтобы исправить ситуацию, она перевела торги своими акциями с NYSE на NASDAQ, чтобы попасть в индекс NASDAQ 100 и получить дополнительных инвесторов, впрочем, через год вылетела из индекса из-за снижения капитализации.

Российские конкуренты Vimpelcom в ситуации, когда нет надежды на рост бизнеса, поддерживают интерес к своим акциям стабильными дивидендами, а Vimpelcom уже два с половиной года их не платит.

Фактор, способный увеличить спрос на акции Vimpelcom, – грядущее объединение его итальянского бизнеса с бизнесом Hutchison Whampoa. Не зря Telenor пытается подгадать размещение пакета в Vimpelcom так, чтобы оно началось сразу после одобрения Еврокомиссией итальянской сделки (судя по всему, это произойдет в ближайшее время). Правда, вопреки надеждам аналитиков эта сделка не приведет к сокращению числа операторов и оздоровлению итальянского рынка. В Италию вот-вот выйдет четвертый оператор – Iliad, успевший превратить в руины французский рынок.

Сумеет ли норвежский оператор при таком раскладе найти достаточно покупателей? Ведь ему нужно продать пакет на $2,4 млрд, тогда как все акции в свободном обращении стоят сейчас менее $800 млн.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»