Память места

В Москве, где городская застройка меняется и эволюционирует быстро и радикально, вопросы сохранения архитектурного наследия, реконструкции и перепрофилирования зданий неизбежно выходят на первый план. Если рассматривать каждый дом по отдельности, экономическую целесообразность сноса сложно проигнорировать, особенно с учетом того, в каком состоянии находятся многие здания. Однако в масштабе города в целом дискуссия о застройке и новом применении существующих зданий должна выходить за рамки экономической теории. Эта дискуссия должна учитывать более широкие аспекты нашего взаимодействия с городом, включая культурно-исторические соображения и эмоциональные связи. Если город станет объектом непрекращающейся регенерации, мы рискуем потерять чувство сопричастности и близости с ним, которое помогает самоопределению общества. Цикл сноса и новой застройки всегда осуществляется с прицелом на экономическую выгоду, а не социальную интеграцию и эгалитаризм.

Для воплощения идеи бережного обновления города застройка, перепрофилирование зданий и их реконструкция должны проводиться при активном участии архитекторов и инженеров. Это касается как общественных пространств, так и жилых строений. В Европе есть немало успешных примеров такого подхода. Агентство Lacaton Vassal превратило многоэтажный дом 1960-х гг. в Париже в современный жилой комплекс и сделало это в 2 раза дешевле (6,6 млн евро – данные с сайта агентства), чем предлагалось авторами альтернативного плана по сносу здания и строительству на его месте нового.

Обновление и расширение жилого комплекса Ellebo Estate в Копенгагене, еще одной постройки 1960-х гг., по проекту Адама Хана состоялось в стране с гораздо более суровым климатом, который больше напоминает климат Москвы и многих регионов России. При реализации этих проектов обитателям перестраиваемых зданий не пришлось менять место жительства. К фасадам были пристроены лоджии и балконы, которые значительно увеличили размеры квартир. Было полностью трансформировано внутреннее пространство и обновлено теплоизоляционное покрытие. Качество строений существенно возросло, и потребность в сносе отпала. Сочетание новой застройки этого района и зданий, хранящих память места, позволяет создавать современные пространства для жизни и коммерческого использования. Напротив, точечная застройка создает мертвые зоны в городском пространстве (вспомним те же деловые центры, пустеющие по ночам). Все попытки спрятать их за забором лишь усиливают проблему.

Во многом наше отношение к старым зданиям отражает наше отношение к традициям. Растущий интерес к реконструкции можно использовать для защиты архитектурного наследия, продвигая модель развития, преследующую не сиюминутную выгоду, а общественное благо. Коллективный и ответственный подход к городу как к единому целому, а не набору отдельных зданий может положить начало тенденции к вдумчивой реконструкции и перепрофилированию построек, не ограниченной только экономическими факторами. Она должна служить моделью для строительства будущего города, основанного на сложившихся структурах.

Джеймс О’Брайан, Джозеф Ван дер Стин - кураторы британской программы Interior Architecture & Design Британской высшей школы дизайна