Технологии – инструмент, но не цель

В нашем портфолио – разные типы домов в разных сегментах. Например, в Ивантеевке у нас эконом-класс, в Сколкове мы работаем с премиумом, а с большинством девелоперов делаем бизнес-класс. Над проектом в Ивантеевке мы работали 1,5 года. Для эконом-класса, на который обычно отводится четыре месяца, это крайне много. Зато в результате получился объект, квартиры в котором даже в самый пик кризиса хорошо продавались. Почему такой успех? В первую очередь потому, что девелопер четко понимал, что он хочет. Например, мы сделали в каждой квартире двухконтурный котел. И люди сэкономили на отоплении 70%. В принципе, в любом сегменте, если правильно приложить голову, привлечь правильных поставщиков, можно найти экономичные и удачные решения. В ЖК «Голландский квартал» сложные витражные системы остекления удалось сделать из экономичного ПВХ. В жилом квартале ИЦ «Сколково. Технопарк» были использованы совершенно запредельные технологии, позволяющие установить солнечные батареи и организовать «утилизацию» энергии.

Юлий Борисов

Окончил МАрхИ, факультет жилых и общественных зданий. Учился в «Баухаусе» в г. Дессау, Германия. Начал карьеру в берлинском бюро Smith & Partners. В 2000 г. совместно с коллегами основал архитектурное бюро UNK project. Входит в состав градостроительного совета Москвы, округ Троицк. Постоянный член рабочей группы при главном архитекторе Москвы по модернизации ДСК.

Но я бы хотел поразмышлять о том, что значит эффективность при проектировании и строительстве. На мой взгляд, это достижение результатов с минимальными издержками. Девелопмент – наука о будущем. Мы задаем себе вопрос: что будет продаваться через три года? Но срок службы зданий – минимум 50 лет, это значит, что наши дети и внуки будут жить в том, что мы сейчас строим. И вопрос, будут ли актуальны выбранные сегодня технологии, важен для осознания процесса девелопмента.

Подходы к решению этой проблемы в мире разные. Например, в Европе основной тренд – сохранение уже достигнутого. У них сложился определенный уровень жизни, много всего построено, и сейчас они пытаются это сохранить. Поэтому главное, о чем сейчас говорят, – экология. В Европе экологичность – модный тренд. Он поддерживается обществом, патронируется государством и транслируется на строительные нормы. В Америке вопрос экологии не стоит так остро, они взяли курс на инновации. В США уже сейчас производят крыши, которые позволяют вырабатывать энергию, а по улицам ездят электромобили на батарейках. Это их внутреннее будущее, которое уже наступило. В Азии главным трендом является эксплуатация уже существующих ресурсов. В Китае много и быстро строят, действующие технологии позволяют за четыре месяца возвести 20-этажное здание. И большинство, я так понимаю, производителей подстраиваются под этот тренд.

Какой тренд сейчас в России? Как обычно, мы мечемся между Западом и Востоком. Но я думаю, что сейчас – в кризис – как раз пришло время для осознания, куда нам двигаться. У многих прогрессивных девелоперов я замечаю понимание и стремление увидеть будущее. Дальше это будущее будет обеспечено современными технологиями, потому что технологии – это инструмент, а не цель. На Тверской улице в 30-х гг. прошлого века сдвинули половину домов. Понимаете масштаб? Если есть цель, то в любое время найдутся и технологии для ее осуществления.