Есть клиентские запросы – будут и новые технологии

Знаете, какая у меня мечта? Чтобы я сам или кто-то для меня изобрел такой материал, при использовании которого я не буду платить деньги за отопление. Наверное, такое будет возможно лет через 50 или 100. Но пока что все застройщики ориентируются на себестоимость, какие бы разговоры об инновациях они ни вели. Честно скажу: я не видел еще компаний, которые бы придумали что-то суперновое, чтобы жильцы не платили за тепло или воду. Либо платили бы существенно меньше. Знаете почему? Одна из причин – нет пока таких запросов от покупателей жилья. Никто не приходит к девелоперу и не спрашивает: сколько я буду платить за электричество и т. д. и как мне на этом сэкономить?

Как сейчас рассуждает покупатель? К примеру, он видит: стоят рядом два дома, друг от друга в 100 м, одинаково симпатичные. Но один – энергоэффективный, где ежемесячные коммунальные платежи меньше на 1500 руб., другой – обычный. Однако 1 кв. м в первом доме стоит 200 000 руб., а во втором – 150 000 руб. То есть за 40 кв. м в первом случае придется переплатить 2 млн руб. Сколько лет человек будет окупать экономию на коммуналке? Правнук его не окупит. Поэтому сейчас застройщиков делать энергоэффективные проекты может заставить только государство, введя специальную нормативную базу.

Ильшат Нигматуллин

В 1994 г. окончил Новосибирский институт народного хозяйства. В 1999–2002 гг. проходил обучение в Башкирской академии государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан по специальности «менеджмент». С 2005 г. работал в Башкирском торгово-промышленном союзе. С 2010 г. – президент ГК «Гранель».

Хотя нельзя сказать, что сейчас мы не задумываемся об энергоэффективности. Мы ставим сохраняющие тепло окна. Наши дома оснащены приборами учета воды и тепла, есть индивидуальный тепловой пункт, который учитывает атмосферные показатели и автоматически регулирует подачу тепла в квартиры. Но строим мы по существующим нормативам, не увеличивая класс энергоэффективности. Есть экономика проектов, ее никуда не денешь. Любая девелоперская компания сейчас старается экономить на себестоимости. Однако на качестве невозможно экономить, потому что рынок на сегодняшний день настроен на покупателя. Плюс у многих девелоперов свои управляющие компании. И все рекламации, которые возникают, они должны устранять за свой счет.

Я с удовольствием приглашу к себе любого производителя материалов, у которого есть ноу-хау, которое будущим потребителям «сделает» энергоэффективность. Но, на мой взгляд, с любыми новыми технологиями, особенно в проектах массовых серий, надо работать осторожно. Любая, даже незначительная, ошибка может обойтись девелоперу достаточно дорого.