Верните капитализм в газовый бизнес

На юге Европы складываются прекрасные условия для конкуренции, ЕС надо лишь построить трубы от границы Греции с Турцией
Превращение Еврокомиссии в газовый госплан – это социалистический подход к экономике. Раньше говорили о повышении конкуренции на газовом рынке, а теперь о распределении газа

После минских переговоров мы как-то быстро успокоились. Между тем ничего еще не закончилось – скорее все только начинается. Претензии к России не сняты. Россия сдаваться тоже не намерена. Так что пока отход на прежние позиции очень затруднен, правильнее говорить о временном отказе от ухудшения ситуации. И за то спасибо. Основная проблема в том, что часть российской и западной элиты, которая хочет выбраться из конфликтного сценария, не видит даже более или менее реальной модели для компромисса. Сценария выхода из ситуации без потери лица для нас, Европы и США пока не просматривается. А если учесть, что другая часть элиты извлекает из этой истории немалые дивиденды, то ситуация становится совсем грустной. По обе стороны спешно возведенных баррикад активно проводится демонизация противника. Видно, что для европейской бюрократии конфликт с Россией – прекрасный шанс укрепить свое влияние. Это классическая история про то, как кризис приводит к централизации управления. Возьмите только две свежие идеи – создания единых войск ЕС и формирования европейского газового союза. Обе они отстраиваются именно от российской угрозы.

Россию очень долго обвиняли в политизации энергетической тематики. В итоге ответ найден в еще большей ее политизации. Сама идея Энергетического союза означает попытку дискриминации одного поставщика – России, которой нужно предпочитать любого другого производителя. Брюссель намерен получить право внесения изменений и даже запрета на «неправильные» коммерческие контракты с участием компаний из стран ЕС. Это же касается межправительственных соглашений в области энергетики. Если доводить эту идею до логического конца, то Еврокомиссия (ЕК) должна сама выступать покупателем российского газа. А затем уже распределять его по членам ЕС. Собственно, об этом примерно год назад прямо говорил Дональд Туск, ныне председатель Европейского совета.

Превращение ЕК в «газовый госплан» – это уже в чистом виде социалистический подход к экономике. Что, увы, не слишком удивляет, особенно после решения активно использовать количественное смягчение в Европе. Но все же это прямой вызов капиталистическим отношениям в энергетическом бизнесе. Раньше говорили о необходимости повышения конкуренции на газовом рынке, теперь же речь идет о распределении газа. Это две большие разницы. Прежние усилия не привели к снижению доли РФ на европейском газовом рынке. За пять последних лет наша доля выросла с 23 до 30%. Поэтому Брюсселю нужны новые шаги.

Еще восемь лет назад главной претензией к России была ее будущая неспособность выполнить заключенные с ЕС газовые контракты. Эту идею активно продвигали западные и российские аналитики: добыча на старых месторождениях упадет, и Россия провалится в газовом upstream. В реальности сегодня проблем с производством газа у нас нет – есть искусственное сдерживание добычи из-за маркетинговых сложностей. Но про эти страшилки никто уже не помнит. Мы можем долго спорить и разъяснять трудности с получением альтернативного газа на рынок ЕС. По итогам 2014 г. примерно 85% мощностей понастроенных СПГ-терминалов в ЕС было не востребовано. Вообще, в капиталистическом обществе за такие горе-инвестиции нужно отвечать. Но этого не происходит.

Давайте же вернем философию конкуренции в газовый бизнес. Третий энергопакет в своей основе имеет вполне капиталистическое предположение о пользе конкуренции. Суть его проста: производитель газа не может быть собственником инфраструктуры. Она должна быть отделена от добычи, производители должны конкурировать за вход в трубу. Кто предложит лучшие условия на входе в трубу – тот и получит в ней место. На юге Европы складываются прекрасные условия для конкуренции на газовом рынке. Брюссель должен только обеспечить развитие газовой инфраструктуры от границы Турции и Греции. Ведь туда придет российский газ по «Турецкому потоку». Туда же устремится газ из Азербайджана, Ирана, Ирака, Туркмении. Другого пути просто нет. Брюссель уверен, что газ из Ирана или Туркмении – не мираж. Ну и прекрасно. Стройте быстрее трубы от Греции и запускайте честную конкуренцию России с другими производителями. Ну а там посмотрим, кто в каких объема и на каких условиях приведет газ к греческой границе. Только чтобы все было честно. А не так, как с Азербайджаном, ради дружбы с которым закрыли глаза на его выигрыш в тендере на покупку греческой компании DESFA, владеющей национальной ГТС. Это грубейшее нарушение Третьего энергопакета. Правда, Еврокомиссия пока не решилась санкционировать сделку, постоянно перенося свое решение.

Выводов два. Первый: политика столкновения РФ и ЕС подрывает конкурентоспособность обеих сторон конфликта. Невозможность избавиться от российского газа приводит к сокращению потребления газа в ЕС, что стратегически Европе не слишком выгодно. Второй: пока не мы становимся ближе к Европе, а она к нам. Это не слишком радует.

Автор – гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности