Можно ли жить без утопий и образа будущего

В сегодняшнем мире идеальное общественное устройство – тема крайне болезненная
Утопии необходимы – именно как отражения, как картины, исправляющие искривления окружающей общественной среды. Нужен хоть какой-то образ будущего, иначе настоящее выглядит совсем безысходным

Авторы классических утопий античности и Просвещения заботились о разумном общественном устройстве. Речь шла о том, чтобы окружающему хаосу и неустроенности противопоставить организованную, продуманную жизнь.

Но Утопия Томаса Мора, как и большинство подражаний, выглядит уныло. У островитян всегда могут проверить паспорт, за нарушение правил «прописки» – рабство. Едят и пьют утопийцы вместе в общественных дворцах, где слушают музыку и нравоучительные книги. Все, что островитяне производят, они хранят на огромных складах и получают на руки только необходимое. Власти контролируют размеры семей: численность населения должна оставаться постоянной для оптимальной сытости народа.

Стоит, впрочем, помнить, что все эти вещи, которые при взгляде из нашего времени представляются ужасами, для автора не были проектом. Они были для него зазеркальем – игровой противоположностью реальности. Мор придумывал ответ на жестокую реальность, где власть силы и денег становилась невыносимой. Утопия – это все-таки игра слов. Это одновременно и «лучшее место», и «не-место», место, которого нет (Eutopia, Outopia). Англичанин не виноват, что в XIX–XX вв. его стали понимать слишком буквально.

Последствия вполне реальных попыток воплотить ироничные фантазии Мора не изжиты до сих пор. Трудно подсчитать количество жертв, принесенных планам по переустройству мира по единому проекту, с буквальным применением таких английских сатирических идей, как коммунальный быт и плановое хозяйство. Нельзя, впрочем, забывать и о немногих случаях ограниченного успеха в реализации утопии: идеи справедливого перераспределения богатства и разумного планирования проглядывают в действующих сегодня (в основном в странах Западной Европы) институтах.

Впрочем, даже в самых благополучных странах минувшие несколько десятилетий были годами роста неравенства. В странах с традиционно низким неравенством, таких как Швеция или Финляндия, быстро богатели верхние 10%, в странах с высоким неравенством, таких как США, – верхний 1%. Даже крайне ограниченные успехи послевоенных лет постепенно стираются.

Между тем страны, выздоравливающие от попыток навязать им насильственный социальный прогресс, проваливаются во все большую несправедливость, испытывая разочарование в самой возможности общественного идеала. Успех в частной жизни заменил в этих странах, прежде всего бывших социалистических, успех в жизни общественной. Циничный реализм, вера в возможность познать «реальные» механизмы управления и манипулирования обществом, снизил в глазах людей ценность общественного блага.

В сегодняшнем мире трудно представить себе хорошую общественную утопию, именно общественную, а не техническую, основанную на попытках нарисовать будущее, исходя из развития процессоров и источников энергии (такая утопия как раз реализуется сейчас – в основном частными предпринимателями). В мире после кровавого ХХ века идеальное общественное устройство – тема крайне болезненная.

Между тем утопии необходимы – именно как отражения, как картины, исправляющие искривления окружающей общественной среды. Нужен хоть какой-то образ будущего, иначе настоящее выглядит совсем безысходным. Если есть идеи, напишите, пожалуйста, письмо.