Февральская бедность

Субъективные оценки уровня жизни падают два года, но людей продолжают утешать Крым и Путин
К нынешнему февралю бедных среди самых молодых стало 15%, среди людей основного работоспособного возраста – около 17%, а среди самых старших – 30%

В феврале 2014 г. общая доля тех, кто заявлял, что им не хватает денег даже на еду, и тех, у кого есть на еду, но не хватает на одежду (назовем их вместе «бедные»), составляла 13%. А доля тех, кто мог себе позволить приобретение товаров типа телевизора и холодильника, а также и тех, у кого материальные возможности еще шире (назовем их вместе «состоятельные»), была чуть ли не втрое выше – 34%. В феврале 2015 г. бедных стало побольше – 16%. К нынешнему февралю их доля выросла до 20%, а доля состоятельных уменьшилась до 24%.

В разных частях общества соотношение бедных и небедных разное, но везде это соотношение менялось в сторону умножения первых и сокращения вторых. Минимальная доля относящих себя к бедным обнаруживается среди людей до 25 лет, а также среди жителей крупнейших городов (там живет около трети россиян). Она составляла два года назад, в феврале 2014 г., незначительные 5%. В остальных населенных пунктах бедных было около 17%, среди людей пенсионного возраста в этой категории было до четверти. Год назад, в феврале 2015 г., доля бедных среди молодых и среди жителей наших больших городов удвоилась. Бедных пенсионеров и бедных селян также стало несколько больше. Еще через год, к нынешнему февралю, бедных среди самых молодых стало 15%, среди людей основного работоспособного возраста – около 17%, а среди самых старших – 30%. В крупнейших городах доля бедных выросла до 17%, и далее чем меньше размер поселения, тем эта доля выше. В селах она теперь охватывает почти четверть населения. Среди жителей села бедных сегодня в 1,5 раза больше, чем состоятельных. Среди людей старшего возраста бедных в 2 раза больше, чем состоятельных.

Казалось бы, можно утешиться тем, что основная часть населения (53–55%) как были, так и остались людьми среднего достатка (очень среднего: на еду, одежду деньги есть, на дорогие вещи нет). Но, утешаясь, надо помнить, что в значительной своей части это не просто люди скромно живущие, а люди недавно и достаточно резко обедневшие. Ведь с февраля 2015 г. по нынешний февраль кардинально изменилось положение дел с работой и зарплатой. Кризис по-российски это не столько безработица (хотя и ее признаки отмечают в 1,25 раза чаще), сколько урезание зарплаты и задержки с ее выплатой – частоту этих кризисных проявлений отмечают в 2 раза чаще (среди рабочих отмечают задержки 15% и сокращение зарплаты – 18%).

В советском курсе истории утверждалось, что падение уровня жизни вызвало в феврале 1917 г. массовые выступления трудящихся, получившие название февральской революции. Но недаром ее у нас забыли – нынче Россия стала другой. Доля ожидающих, что снижение уровня жизни вызовет массовые протесты, с позапрошлого февраля по нынешний не выросла.

Что же утешает этих людей? В марте 2014 г. более 80% россиян поддержали присоединение Крыма и рейтинг Путина стал выше 80%. И в феврале 2015 г., как и сегодня, доли одобряющих присоединение Крыма и деятельность Путина продолжают стоять на отметке выше 80%. Вот наши феврали.

Автор – руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»