Как посол Ванин показал датчанам, кто на Балтийском море хозяин

Снижение официальной позиции грозящего ядерной дубинкой – печальный знак
Если такое случится, датские военные корабли станут ми- шенью для россий- ских ядерных ракет
Михаил Ванинпосол России в Дании

Чрезвычайный и полномочный посол Ванин предположил в интервью, которое он дал датской Jyllands Posten, что датчане не вполне понимают, чем им грозит присоединение к американской системе противоракетной обороны. «Дания станет частью угрозы России, – продолжал дипломат, – будет не так мирно, отношения с Россией испортятся. Это ваше решение, разумеется, но я бы хотел предупредить, что вы лишитесь и денег, и безопасности».

Посол Ванин не в первый раз будоражит датскую общественность – год назад он был возмущен тем, как датская пресса освещала Олимпийские игры в Сочи: сравнил ее с советскими газетами, которых не рекомендовал читать перед обедом профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Но та, сочинская, инвектива – детский лепет по сравнению со словами, что датские корабли станут мишенью для российских ядерных ракет.

Неделя всего прошла, между прочим, с тех пор, как мировое сообщество напугалось из-за несколько менее явно, но все-таки показанной по телевизору ядерной дубинки; но в телефильме про присоединение Крыма был не посол Ванин, а сам президент Путин.

Посла Ванина можно понять: не получилось дипломатическими методами убедить страну пребывания не поддаваться американским козням – что остается-то? Но посол Ванин точно не может принимать решения об использовании ядерного оружия, да и его министерское начальство не может, и даже если российские ракеты вдруг окажутся нацелены на датские военные корабли, знать об этом посол Ванин первым не будет. Наверное, ему просто было обидно, хотелось показать, кто на Балтийском море хозяин.

Между прочим, военный флот у Дании сейчас приличный – два с половиной десятка кораблей, а у России на Балтике порядка трех десятков, так что соперник Дания серьезный. Хотя в прошлом отношения у России с Данией были, прямо скажем, неплохие. Двести лет назад две страны вместе воевали против Швеции, после чего в состав России вошла Финляндия, а Дания (по Кильскому миру) получила Гренландию, Исландию и Фарерские острова; Исландия, правда, теперь независимая. А 150 лет назад датская принцесса Дагмара вышла замуж за будущего царя Александра Третьего и родила ему наследника – страстотерпца Николая Второго. Десять лет назад ее прах прибыл в Петербург на датском военном корабле Esbern Snare; это большое судно, но вспомогательное, так что на него российское ядерное оружие посол Ванин нацеливать, наверное, не будет.

И все-таки. Снижение официальной позиции грозящего ядерной дубинкой на самом деле печальный знак; если б еще кто-нибудь высокопоставленный посла Ванина одернул, сказал, что бывший таможенник погорячился! – а то может дело дойти и до полнейшей профанации, до того, что российскими ядерными силами в публичном пространстве начнут по-детски «распоряжаться» обидевшиеся чиновники минимального статуса.

Перестанут же бояться, вот ведь что!