От редакции: Энергия роста

Стране не хватает электричества. Владимир Путин заявил, что потери от нехватки электроэнергии могут составить 5% дополнительного роста ВВП в год. Чтобы избежать этого, необходимы масштабные инвестиции – в противном случае экономический рост затормозится. Но проблема эта касается не только электроэнергетики, а всего российского энергокомплекса.

После длительного спада в 1999 г. начался рост электропотребления, и к 2005 г. оно составило 940 млрд кВт ч – чуть меньше, чем в 1990 г. (1074 млрд кВт ч). При этом в 16 регионах потребление уже превысило уровень 1990 г. на десятки процентов – например, в Московской области. Параллельно росту потребления идет процесс выбытия мощностей, а темпы ввода новых слишком низки, чтобы компенсировать потери. В российской промышленности в целом уменьшается износ оборудования, а в энергетике только увеличивается.

В результате энергодефицит, которого РАО ЕЭС ранее ожидало лишь в 2008 г., проявился уже зимой прошлого года. В докладе министра промышленности и энергетики Виктора Христинко говорится, что в 2005 г. неудовлетворенный спрос на электричество составил порядка 10 000 МВт, т. е. около 7% от используемых мощностей. И если тенденция сохранится, в среднесрочной перспективе недопотребление электричества составит около 50 млрд кВт ч ежегодно. Это тот объем электроэнергии, который РАО могло бы продать, если бы были соответствующие мощности – в денежном выражении это как раз и составляет упомянутые президентом 5% ВВП.

Критической ситуации можно и избежать. Анатолий Чубайс неоднократно говорил о потенциальном дефиците и необходимости серьезной модернизации и оценивал инвестиционные потребности РАО ЕЭС в $15 млрд ежегодно (сейчас они едва достигают $5 млрд). Если правительство одобрит планы госмонополии по проведению допэмиссии акций ряда генерирующих компаний и согласится на проведение IPO РАО ЕЭС, то необходимые деньги можно будет найти: проводимая реформа как раз и задумывалась для привлечения инвестиций и после реструктуризации РАО ЕЭС в российскую энергетику готовы вкладываться и отечественные компании, и западные инвесторы.

Чего нельзя сказать о нефтегазовой сфере – иностранные инвесторы в нее вкладываться готовы, а государство пускать их туда пока не собирается.

Между тем недостаток инвестиций наблюдается и там: по оценкам Международного энергетического агентства, “Газпрому” необходимо инвестировать ежегодно по $11 млрд в газодобычу только для того, чтобы выполнить уже существующие договоренности. После дела ЮКОСа сократились темпы роста инвестиций в нефтяную отрасль, в результате чего значительно упали темпы роста нефтедобычи – с 11% в 2003 г. до 2,5% в 2005 г. И если потери от потенциального энергодефицита лишь прогнозируются, то замедление темпов экономического роста, которое наблюдается с 2003 г. (тогда рост ВВП составил 7,3%, а в 2005 г. – лишь 5,5%), многие эксперты уже связывают с недостатком инвестиций в ТЭК.