От редакции: Спор за наследие

Обострившийся спор вокруг Соловецких островов иллюстрирует серьезные проблемы церковно-государственного партнерства – прежде всего отсутствие ясных правил в этой области. После распада СССР прошло больше 15 лет, но так и не создан подробный кадастр церковных памятников, не разработано необходимое и достаточное законодательство, регулирующее их передачу церкви. В результате споры решаются протестами, взаимными оскорблениями и коллективными письмами.

Общественная палата направила Владимиру Путину письмо за подписью секретаря Евгения Велихова с просьбой присвоить Соловкам статус «духовно-исторического места». Общественники выступают против «коммерциализации» Соловков. Письмо Путину в защиту Соловков уже третье за месяц. Сначала к нему обратилась группа близких к Московской патриархии ученых, чиновников, общественных деятелей, а также собственно священников – именно они сформулировали тезис о «коммерциализации монастырского наследия», в которой прямо обвинили Соловецкий государственный музей-заповедник, а также Министерство культуры и администрацию Архангельской области. В качестве примеров приводились концерты бардов, парусная регата, строительство отелей для богатых туристов. Авторы просили премьера скорее передать имущество Соловецкому монастырю и обеспечить ему особый охранный статус.

В ответ другая группа общественников – социологов, правозащитников и искусствоведов – написала Путину свое письмо: соглашаясь с недопустимостью коммерциализации, они протестовали против передачи памятников монастырю, опасаясь, что это уничтожит памятники и закроет доступ на острова для людей с разными убеждениями, в том числе для нерелигиозных людей и представителей неправославных церквей.

Спор «музейных» и «церковных» в постсоветской России продолжается. Конфликты эти происходили и происходят в отношении большинства памятников церкви, которые во времена СССР были музеями, а потом стали передаваться прежним владельцам (в пользование; законопроект о возвращении религиозным организациям имущества, разрабатываемый Минэкономики несколько лет, до сих пор не согласован). Музеи беспокоятся о сохранности памятников, церковь – о возможности богослужения и соблюдении правил поведения в храмах. Так или иначе решения в каждом конкретном случае находятся. Но на Соловках проблема оказывается шире.

Здесь историческое наследие касается еще и ГУЛАГа (вернее, СЛОНа). Эту память правозащитники не хотят отдавать в исключительное ведение РПЦ. Жертвами советского режима были не только православные.

Проблема реституции касается не только церкви и музея, но и населения. На Соловках местные жители хотели бы зарабатывать на туризме – как и областные власти. У области появляются проекты туристско-рекреационных зон, а у муниципалитета – искушение разрешить строительство гостиниц и коттеджей для богатых туристов и дачников. Надо отметить, что Соловки, как памятник федерального значения, обильно финансируются из бюджета. В желании контролировать эти деньги обвиняют друг друга сторонники музея и сторонники монастыря.

Эти разнообразные интересы очень трудно согласовать. Статус «духовно-исторического места» российским законодательством не предусмотрен. Казалось бы, странно, что ввести единые ограничения деятельности на островах не позволяет статус музея-заповедника. Но и трудность передачи памятников монастырю, и та самая «коммерциализация» происходят во многом из-за отсутствия четких границ охранной зоны – это, кстати, проблема большинства крупных церковных памятников. Положение об охранных зонах утверждено правительством только в апреле 2008 г.

И монахи, и правозащитники ратуют за строгий туризм в этих святых местах. Тут, по сути, не о чем спорить. Соловки – место святое и для церкви, и для истории страны. Ни одна из сторон не должна считать его своим. Именно в этом месте и церковь, и государство, давно уже не богоборческое, должны показать обществу пример терпимости и уважения к ценностям друг друга.