Шалва Чигиринский, предприниматель

Шалву Чигиринского преследуют сплошные неприятности. Когда наступили margin calls по кредиту под залог принадлежавших Чигиринскому 23,3% акций Sibir Energy, предприниматель «одолжил» деньги у самой компании, не ставя об этом в известность ни совет директоров, ни других акционеров. Всего Чигиринский получил около $400 млн.

Московскому правительству, владеющему 18% акций Sibir Energy, это пришлось не по вкусу, и в Sibir начались внутренние проверки. Сначала сменилось ее руководство, затем руководство Московской нефтегазовой компании (МНГК, на 100% принадлежит Sibir Energy) и ее «дочек». Чигиринский покинул Россию, но проблемы его только множились.

Вице-президент МНГК Руслан Байсаров объявил о переходе к нему прав собственности на долю Чигиринского в Sibir. Сама Sibir Energy перешла под контроль «Газпром нефти». К Чигиринскому поданы два иска в Высокий суд Лондона: от ВТБ на 3,1 млрд руб. и от Sibir примерно на $400 млн. На прошлой неделе стало известно, что по иску ВТБ арестованы девелоперские проекты Чигиринского и его личная недвижимость: две квартиры в Москве, особняк в Лондоне, вилла в Монако. Наложен арест даже на коллекцию часов Чигиринского и на деньги, поступающие на его банковские счета. Предприниматель, чье состояние Forbes в мае этого года оценил в $600 млн, по решению британского суда не может тратить более 25 000 фунтов в неделю. Чигиринский оказался еще и под прицелом московских налоговых органов: в отношении МНГК и Московской нефтяной компании, которыми Чигиринский руководил в 2002–2006 гг., возбуждены уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов более чем на 600 млн руб.

Чигиринский никогда не скрывал своей близости к московскому правительству, его офис находился в одном здании с «Интеко» Елены Батуриной и штаб-квартирой руководителя стройкомплекса Москвы Владимира Ресина. Хорошие связи с Москвой много лет служили основной платформой для бизнеса Чигиринского, и во многом благодаря этим связям несколько лет назад Sibir Energy удалось получить Московский НПЗ и развитую розничную сеть в столице. Как только эти отношения испортились, бизнес Чигиринского рассыпался как карточный домик.