Создание рабочих мест – это системный ключ, которым не так просто воспользоваться

Премьер-министр Владимир Путин в одном из недавних выступлений предложил создать в России до 25 млн рабочих мест – «современных и качественных» (http://www.premier.gov.ru/events/news/15361). Трудно спорить с актуальностью этой задачи. Вопросы, связанные с рынком труда, постоянно терзают как наши власти, так и население. Это не удивительно: всякие неполадки в этой сфере острой болью отдаются во все стороны общественного организма. Приближающиеся президентские и парламентские выборы лишь добавляют этим проблемам политической остроты.

Вот неполный список самых насущных из них: 1) безработица, особенно молодежная и особенно в моногородах; 2) крайне низкая производительность труда; 3) низкая заработная плата и высокий уровень неравенства; 4) высокий удельный вес и продолжающийся рост неформального сектора; 5) образовательные диспропорции (выпускники вузов и техникумов очень часто работают не по специальности или занимают менее квалифицированные рабочие места).

Общий знаменатель таков: наша экономика не генерирует достаточного числа рабочих мест достойного качества. Или создает их очень мало. Так было и в период бума, и тем более в кризис. Для решения задачи нужно очень «немного» – надо лишь, чтобы экономика все время и повсеместно создавала новые рабочие места. Тогда ликвидируются старые рабочие места, полнее используются образование и квалификация, сокращается неформальная занятость, снижается безработица, люди становятся мобильнее. В общем, постепенно начинает рассасываться большинство социально-экономических проблем, прямо или косвенно связанных с рынком труда, и другого пути в природе не существует!

Создание рабочих мест – это системный золотой ключ, которым, однако, не так просто воспользоваться. Вера в то, что государство сможет эту проблему решить в ручном режиме и на бюджетные деньги, – это даже не иллюзия, а преступная наивность.

Фотография проблемы

Если говорить о занятости населения в целом, то она в нашей стране достаточно стабильна. Ее уровень для трудоспособного возраста превышает 70% и уступает только скандинавским странам. Другое дело – качество этой занятости. Из 70 млн занятых сегодня примерно каждый третий трудится вне организаций и предприятий, т. е. фактически в неформальном секторе. Десять лет назад это был лишь каждый пятый. Так происходит потому, что число рабочих мест в организациях всех видов неуклонно сокращается, а число занятых вне организаций неуклонно растет. Другими словами, рабочие места ликвидируются быстрее, чем создаются новые.

По данным наших исследований, в середине нулевых годов в обрабатывающей промышленности на действующих предприятиях коэффициент создания рабочих мест составлял 3%, а ликвидации – 5%. Всего же за нулевые годы все предприятия обрабатывающей промышленности потеряли около 3,6 млн рабочих мест! В итоге сокращается степень социальной защиты работающих, растет неравенство среди них, снижаются платежи в социальные фонды, разрушаются трудовые карьеры, недоиспользуется человеческий капитал. Если бы не значительный и стабильный по численности бюджетный сектор, рабочих мест было бы еще меньше и их «усушка» шла бы быстрее.

Как создаются рабочие места? Есть лишь два источника: создание новых предприятий и расширение действующих. В странах Центральной и Восточной Европы именно первый является основным: на его долю приходится от 40 до 70% вновь создаваемых рабочих мест. У нас и с тем, и с другим дело обстоит плохо. Предприятия рождаются редко и в тяжелых муках. Растут медленно и неохотно. Путь от идеи до начала ее реализации занимает годы. В то же время исследования говорят о том, что наибольший вклад в создание новых рабочих мест вносят вновь созданные предприятия. Именно на начальном (но не на стартовом) этапе своего жизненного цикла они наиболее быстро генерируют занятость. Старые же предприятия чаще сокращаются, чем расширяются.

Создание и ликвидация как жизнь и смерть

Процессы создания и ликвидации рабочих мест идут параллельно. Новые рабочие места, как правило, более производительны, используют более современные технологии, требуют лучшего образования. Замещение старых рабочих мест новыми – это один из важнейших источников роста производительности труда. В этом смысл того, что Йозеф Шумпетер называл «созидательным разрушением». Здесь как в жизни: люди рождаются, но старшие поколения, к сожалению, уходят. Трудно представить, что было бы, если бы люди были наделены бессмертием.

Хотя объявленную Путиным цифру в 25 млн рабочих мест трудно комментировать, поскольку неясно, что имеется в виду, мы все же можем немного порассуждать на эту тему. Массовое обновление рабочих мест означает и массовое перемещение людей на рынке труда. Масштабы трудовой мобильности в нашей экономике и сегодня очень велики: крупные и средние предприятия нанимают и увольняют примерно по 30% от своей средней численности, что составляет 10–12 млн человек в год. В этом смысле 25 млн за 10–15 лет кажется сущим пустяком. Однако подавляющее большинство этих наймов – простые переходы с места на место, не сопровождающиеся созданием чего-то нового. Если речь идет о действительно новых рабочих местах, создаваемых на вновь вводимых предприятиях или при расширении действующих, а не о простой перетасовке работников, то масштаб подобной реаллокации является значительным.

Но с чего вдруг они начнут создаваться? Не создавались все 90-е и нулевые годы, а тут начнут? Об этом поговорим ниже. Однако, допустим, процесс пошел, что тогда? Тогда необходима коренная смена государственной политики на рынке труда: переход от защиты рабочих мест к защите работников, которые могут оказаться в сложной ситуации. В связи с этим возникают два взаимосвязанных сюжета.

Во-первых, облегчение ликвидации части старых рабочих мест – малопроизводительных и плохо оплачиваемых. Чтобы обеспечить новые рабочие места рабочей силой, нужно освободить старые, поскольку свободной рабочей силы нет и не ожидается. Нынешнее трудовое законодательство для этого совершенно не подходит, ибо заточено на том, чтобы обеспечивать «стабильность», сохраняя работников на их старых рабочих местах. Готовы ли власти к его радикальному реформированию?

Во-вторых, это помощь потерявшим работу. Ведь процесс перехода со старого рабочего места на новое далеко не всегда гладок и быстр. Такого рода реструктуризация может вызвать рост безработицы. Тех, кто в результате этого потерял работу, надо всячески поддержать: обеспечить пособием, дающим временный доход, оказать содействие в подборе новой работы, переобучить, многим помочь сменить место жительства и т. п. Для этого потребуется значительное увеличение расходов на политику на рынке труда и серьезное переформатирование служб, содействующих занятости. Готово ли государство к такому повороту?

Пути решения

Теперь вернемся к главному: как все же оживить создание рабочих мест? Решение хорошо известно, и оно простое как воздух. Для этого нужен лишь питательный бульон, который называется благоприятным бизнес-климатом или дружественной институциональной средой. Его ингредиенты таковы: свободная и честная конкуренция на рынках товаров и услуг, подавление коррупции и снижение административных барьеров, эффективное, но не избыточное регулирование, пользующаяся доверием бизнеса и граждан судебная система, квалифицированные и болеющие о деле (а не о своем кармане) чиновники, современная социальная защита на деле, а не как лозунг.

Если грядку регулярно поливать раствором соляной кислоты, не следует ждать, что на ней расцветут розы. Чувство неопределенности и страха – не лучшее удобрение. Наивно полагать, что после тех титанических усилий, что были предприняты нашим государством в последние 10 лет для изничтожения и подавления бизнеса, создание рабочих мест вдруг может ускориться. Многочисленные истории бизнесменов (крупных, средних, малых), потерявших все (кто жизнь, кто свободу, кто здоровье), хорошо знакомы читателям этой газеты. Вывод из нашей истории нулевых простой – бизнес в России опасен для жизни. По-видимому, создание рабочих мест не оживится до тех пор, пока предприниматели – действующие и потенциальные, отечественные и иностранные – не поверят в то, что все эти эксцессы гарантированно остались в прошлом.

Сегодня по условиям ведения бизнеса Россия находится во второй сотне в списке стран. Если мы признаем, что нам нужны новые рабочие места, то надо поставить задачу войти в первую двадцатку этого списка – и начать наконец двигаться в этом направлении.