Почему в строительстве картонного Олимпа принимают участие представители православия

В день 19 августа всё, вплоть до классической музыки по радио, было сделано, чтобы показать: священнодействие власти возвращается. Вам дали немного расслабиться, предоставили на время самим себе, но теперь произошел новый «пролог на небесах», боги сговорились между собой и отправили на Землю новых посланцев.

Посланцы выглядели не так торжественно, как можно было бы ожидать. Сцена их появления напоминала юродивое «действо». Но такие мысли ведь и раньше у всех возникали по поводу происходившего в советской жизни, и поэтому меру фарсовости трудно было понять. Я лично, по юности и неопытности, ее и вовсе не чувствовал. Действо могло оказаться кровавым, но закончилось быстро.

Это означало (стал я потом думать), что политика как священнодействие навсегда ушла. Демиурги ушли на пенсию, фанерный Олимп разобран, и следующие исполнители главных ролей уже не будут назначаться на сговоре богов. Власть на глазах у всех была лишена мавзолейной сакральности. Эта псевдосакральность принесла много зла в прошлом – она была доведена Сталиным до изуверского кровавого реализма, а театром абсурда стала уже при менее талантливых его наследниках.

Освящение власти и последующее ее символическое возвышение, отделение высшей касты лидеров от всех остальных, ведет к тому, что действия правителя начинают оправдываться тем, что он – правитель. Создание ритуалов и завесы таинственности всего лишь способ уйти от необходимости отчета перед публикой. Эта сакральность – языческая. По происхождению она римская, а не христианская. Август обожествил своего приемного отца Юлия Цезаря и сакрализовал его имя так удачно, что столетиями вплоть до нового времени правители мечтали о какой-то символической связи с Римом. Они стремились проследить свое родство и преемственность своей власти до императоров, называли свои империи «римскими», а себя кесарями или, как у нас в прошлом, царями (то же самое слово – «цезарь»).

Вся эта атрибутика была – на уровне понимания – лишена сакральности в век Просвещения. Монархи теряли власть и силой или добровольно вводились в рамки законов. Введение правителя под власть общего для всех закона и есть отказ от языческой сакральности власти. За последние 300 лет подотчетность и сменяемость правителя стали основой большинства конституций мира.

Но изобретено и много способов сохранять псевдосакральность при внешнем следовании республиканским правилам. Россия – один из примеров. Одна только постановка вопроса Путиным и Медведевым о том, что «они договорятся» о власти, оскорбительна для страны, которая столько страдала от политического «священнодействия». Дополнительным парадоксом для меня является то, что в строительстве картонного Олимпа принимают участие представители православия.

Они-то уж должны трезво понимать, что православие интересно политическим менеджерам только как один из инструментов доступа к массам. Политика – массовый продукт, массам нравится все таинственное и торжественное, а это для многих связано с Церковью – значит, будет вам правитель со свечкой в руке.