Волков, Крашенинников: Демократия: бета-версия

В политически активной части нашего общества царят пессимизм и апатия. И без того печальная ситуация с думскими выборами усугубилась неизбежностью предстоящей консервации режима личной власти одного человека на многие годы вперед. Сравнение Путина с Брежневым, недавно звучавшее лишь из уст маргиналов, становится общепринятым. Мы, очевидно, стоим на пороге новой эпохи застоя.

Отдушиной для думающих людей во время прошлого периода социального застоя в России были кухонные разговоры и самиздат. Разговоры на кухне, несомненно, были занятием более массовым, чем подпольная издательская деятельность: всю ночь сидеть на кухне и ругать советскую власть гораздо проще, чем перепечатывать и распространять крамольные тексты. Главная проблема брежневского застоя была в разрозненности недовольной властью аудитории. Люди могли говорить об одном и том же, сидя на соседних кухнях, но никогда не узнать друг о друге. Ни о какой координирующей сети, помимо сети личных знакомств, не могло быть и речи. Никакой самоорганизации умеренно недовольных людей, позволившей бы консолидировать значительную социальную силу, в советское время не было, и потому режим был больше озабочен борьбой с единичными активистами, чем тотальным контролем за ворчанием на кухнях.

Вертикаль против вертикали

В новый застой Россия входит с интернетом, и это существенно отличает нынешнюю ситуацию от ситуации 30–40-летней давности. Сегодня информацию можно распространять быстро и этот процесс не поддается полному контролю со стороны властей. Кроме того, социальные сети и блогосфера позволяют частично решить вопрос координации. Не случайно именно блогосфера стала основной точкой кристаллизации протестных настроений (и вообще альтернативных мнений) в современном российском обществе.

Но, с другой стороны, она не стала основой для зарождения каких-то внятных альтернативных политических повесток дня. Есть отдельные очаги недовольства, есть резонансные темы, по которым даже иногда удается добиться от властей «более справедливого решения», есть лидеры... и ничего больше. Какая-то тема ненадолго консолидирует сетевое сообщество, но внимание быстро рассеивается. Мы видим, что власти внимательно следят за происходящим в блогосфере. Они реагируют на резонансные истории, такие как бесчеловечное обращение с пожилыми людьми в доме престарелых в поселке Ямм Псковской области или выставление гаишниками «живого щита» на МКАД. Не исключено, что тенденция со стороны властей обращать внимание на то, что беспокоит сетевую общественность, может измениться. Они ведь могут себе позволить и не реагировать на «мелкие» раздражители.

Власть позиционирует себя как четко организованная иерархия, где расклад сил абсолютно ясен. Она предлагает гражданскому обществу мериться с собой силами по своим собственным критериям: вот постройте собственную вертикаль, сопоставимую с нашей, и мы признаем ваше право на существование. Не можете? Значит, вас просто нет и с вами не о чем разговаривать. С удивительным постоянством лидеры оппозиции наступают на эти грабли: они снова и снова соглашаются играть по навязанным правилам и пытаются победить вертикаль власти вертикалью оппозиции.

Горизонталь против вертикали

Между тем те инструменты коммуникаций, которые используются гражданским обществом, и не созданы для построения вертикалей! Ни в каких Facebook или ЖЖ выстроить вертикаль нельзя: они для этого просто не предназначены. Зато идеально подходят для горизонтальной, сетевой самоорганизации сколь угодно широких человеческих сообществ.

Для того чтобы самоорганизация стала эффективной в современных российских политических реалиях, надо только добавить к существующим механизмам социального интернета несколько важных опций.

Во-первых, надо отказаться от анонимности. Российская блогосфера традиционно полуанонимна; наличие в ней действительно авторитетных лидеров и точек зрения, по сути дела, недоказуемо, так как все участники процесса прячутся за никами и нет никакой технологии их удостоверения как реальных граждан. Здесь обнаруживается обратная сторона анонимности: когда в одной системе сосуществуют живые люди и «боты», по степени достоверности первые приравниваются ко вторым. Нет реальных личностей – нет и возможностей определить, какие точки зрения действительно являются актуальными, какие общественные деятели востребованы.

Во-вторых, современный социальный интернет, даже в виде самых развитых и технологичных социальных сетей, не дает возможностей для понятного и честного выстраивания иерархий внутри групп единомышленников. В ныне существующих ресурсах такая группа попросту не имеет технической возможности выбрать себе лидера на понятных и неоспоримых условиях. С другой стороны, и потенциальные лидеры общественного мнения не могут подтвердить свое фактическое лидерство – для этого нет механизмов.

Демократия-2

Но дополнить традиционный функционал социальных сетей такими механизмами совсем не трудно. В понедельник, 17 октября, мы запускаем в тестовом режиме проект «Демократия-2» (www.democratia2.ru). Главная цель проекта именно самоорганизация людей на базе общих интересов с гарантированной возможностью высказывать любые мысли, объединять единомышленников по любому признаку, выбирать и быть избранными. Мы рассчитываем, что уже через короткое время после запуска проекта появятся яркие лидеры, которые предложат свои варианты решений тех проблем, которые действительно волнуют всех нас. И, что немаловажно, с помощью нашей системы смогут объединить вокруг себя большие группы сторонников.

Чтобы достичь этих амбициозных целей, запускаемый нами проект реализует все те идеи, которые были высказаны нами в нашей книге «Облачная демократия»: возможность частичного или полного делегирования своего голоса любому другому человеку, возможность формировать экспертное реноме за счет привлечения делегирования голосов, четкое соблюдение принципа «один человек – один голос», отказ от анонимности. Система «облачной демократии» сочетает в себе сильные стороны прямой и представительной демократии. Каждый пользователь системы имеет право непосредственно участвовать в любых обсуждениях и голосованиях либо делегировать свой голос по той или иной теме эксперту, которому он доверяет.

Мы убеждены: как только в проекте начнут участвовать сотни тысяч граждан – он станет реальной самоорганизующей силой общества. Почему мы уверены, что они туда придут? Потому что уже сейчас очень многие деятели гражданского общества России высказали готовность принять участие в проекте «Демократия-2».

Мы не считаем наш проект принципиально оппозиционным. Более того, участие в нем представителей власти, партии «Единая Россия», партий «системной оппозиции» – это то, на что мы хотели бы рассчитывать. Мы не сомневаемся, что внутри официальной политической элиты есть люди, которые готовы отстаивать свою точку зрения в равной и честной полемике. Таким образом, для самой власти участие в нашем проекте стало бы гораздо более эффективным способом выявить внутри себя талантливых и энергичных лидеров, чем неуклюжие «праймериз» с заранее известным результатом. Ну а если они не придут, мы, конечно, обойдемся без них. Но пусть потом не удивляются, что за фасадом официального безмолвия сформируется альтернативная многоуровневая структура самоорганизованной гражданской власти.

Да, Россия стоит на пороге застоя.

Но мы не должны сдаваться, мы должны готовиться к будущему. К тому будущему, в котором новые технологии будут играть ключевую роль и которое пусть и с опозданием, но обязательно наступит в нашей стране. Застой – самое время для создания фундамента для демократии будущего, для облачной демократии. А тем, кто не верит в возможность глобальных общественных перемен, которые начинает горстка энтузиастов, мы рекомендуем посмотреть на историю христианства: преследуемое и маргинальное учение через некоторое время стало господствующей идеологией.