Владимир Федорин: Ошибка Януковича

Обвинительный приговор Юлии Тимошенко – типичный случай, когда ошибка хуже преступления. Но то, что плохо для человека, отправившего ее в тюрьму, совсем не обязательно плохо для Украины. Отправив на нары своего главного политического оппонента, президент Виктор Янукович применил оружие массового поражения, которое скорее раньше, чем позже сметет украинскую политическую элиту, вышедшую из авторитарной шинели Леонида Кучмы.

Янукович воплотил мечту трех последних президентов Украины, если не всей политической элиты, – убрал со сцены ключевого несистемного игрока. Это можно было бы расценить как успех на пути к консолидации авторитаризма, если бы не ряд ограничений, осложняющих (а по сути делающих невозможным) авторитарное правление на Украине.

Украинская экономика слишком бедна источниками ренты, чтобы правящая группа могла покупать лояльность населения в течение длительного времени, как это сделал Путин в России, а до него Лукашенко – благодаря российской субсидии – в Белоруссии. Региональный баланс сил и политических пристрастий (условно говоря, по оси Запад – Восток) не позволяет обеспечить устойчивое доминирование одной силы даже на фоне относительных успехов в экономике. В 2004 г. премьер-министр Янукович не смог победить на президентских выборах, несмотря на рекордные темпы экономического роста.

Но если оранжевая революция показала, что экономические успехи власти не оказывают решающего влияния на исход выборов на Украине, то президентская кампания 2010 г. продемонстрировала, что за экономические провалы украинские избиратели наказывают без малейшей пощады: тогдашний президент Виктор Ющенко получил на них смехотворные 5,5% голосов.

Расправа над Тимошенко, которая во втором туре президентских выборов в феврале 2010 г. получила всего на 3,5% меньше голосов, чем нынешний президент, выглядит особенно одиозно на фоне разворачивающегося в мире экономического кризиса, к которому Украина не готова. Нацбанк из последних сил защищает курс гривны (девальвация может стать последним ударом по политическим перспективам правящей команды), а о результативности экономических реформ, о которых так много говорили сторонники Януковича, лучше всего говорят данные свежего опроса Европейской бизнес-ассоциации на Украине. В III квартале 2011 г. индекс инвестиционной привлекательности откатился к уровню середины 2009 г. – одного из худших лет в экономической истории страны, когда ВВП упал на 15%.

Формальные правила политической жизни на постсоветском пространстве пропитаны таким ханжеством, что любой политик, хотя бы раз в жизни проводивший крупную избирательную кампанию, – потенциальный уголовник. Коррупция во всех ее видах – это не просто способ разбогатеть за счет народа, это буквально единственная гарантия выживания для политического лидера. Как и волюнтаризм, за который осуждена Тимошенко (суд не установил корыстного мотива в ее действиях при подписании газового контракта с Россией).

Янукович нарушил [водяное перемирие]. Сохранить власть – при нынешнем качестве экономической политики – ему будет нелегко. Еще труднее – остаться в игре в случае потери власти.