От редакции: По чужим чертежам

В прошлый четверг Управление контрразведки США опубликовало доклад «Иностранные шпионы крадут американские экономические секреты в киберпространстве», в котором поставило на первое место по кибершпионажу Китай, а на второе – Россию. В тот же день Дмитрий Медведев представил саммиту Группы двадцати свои предложения по модернизации системы авторских прав в интернете. Смешное совпадение на самом деле может иллюстрировать наличие у России двух сосуществующих концепций во внешней политике.

Американские обозреватели оценили доклад контрразведки как необычно прямой и жесткий, в котором вещи впервые названы своими именами. Раньше американцы старались не выступать с обвинениями в адрес стран, сейчас глава контрразведки Роберт Брайант прямо заявил, что Китай и Россия подвергают кибератакам американские исследования через свои разведки и корпорации. Кибершпионов интересуют информационные и коммуникационные технологии, военные и двойного назначения, разработки по альтернативным источникам энергии, медицинские, фармацевтические, бизнес- и макроэкономическая информация. Китай назван безоговорочным лидером по кибершпионажу, Россия сильно отстает, но в ближайшее время будет нагонять, что авторы доклада объясняют не чем иным, как необходимостью модернизации экономики. Приводятся цитаты Владимира Путина – о том, что СВР должна защищать интересы российских компаний за рубежом, и Михаила Фрадкова – о том, что разведка нацелена на поддержку процесса модернизации страны, создание оптимальных условий для развития ее науки и экономики. Упоминаются разоблаченные в прошлом году российские шпионы, задачей которых был сбор экономической и технологической информации.

Тут можно увидеть банальный лоббизм, одинаковый у силовиков всего мира: расскажи об угрозах и получи дополнительное финансирование из бюджета. С другой стороны, бизнес-практики многих российских компаний, а именно терпимость к серым схемам и связи с силовиками (а подчас и их контроль), оценены верно. Вопрос в том, насколько серьезно будут восприняты заявления доклада. В узкопрофессиональном смысле эти обвинения даже способны повысить рейтинг российских разведчиков.

Над разоблаченными в прошлом году шпионами главным образом иронизировали, а также подозревали в преследовании личных экономических интересов высших чинов СВР. Но теперь можно предположить, что наши люди решали важнейшую задачу: догнать и перегнать Америку (ну или Португалию).

На этом фоне предложение Медведева всему миру перейти на новые принципы регулирования авторского права, включающие «презумпцию свободного использования интеллектуальной собственности в интернете» и в общем близкие к концепции Creative Commons, прозвучало несколько невпопад. Да и мировые лидеры, надо признать, озабочены сейчас другим – кризисом еврозоны и другими угрозами развитым экономикам.

Несколько преждевременной оказалась и медведевская концепция внешней политики, предусматривавшая прагматичную дружбу с Западом, использование мягкой силы для возвращения влияния в мире и формирование благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны. Все это звучит очень красиво, но для того чтобы пользоваться мягкой силой, ее нужно иметь. А достается она реальными достижениями, в том числе экономическими.

Все это отдает сюрреализмом. Даже Китай, который поставил использование чужих технологий на поточную основу, никогда не ограничивался копированием чужих чертежей. Главное направление прорыва – это создание в стране условий для прямых иностранных инвестиций. Ведь такие инвестиции – это и хороший экономический рост (несырьевой), и новые рабочие места, и новые технологии. Никакой чертеж или схема не имеют ценности, если не подкреплены организованным производством, специалистами, рынками и институтами защиты прав тех, кто производит и покупает. Неужели это до сих пор не очевидно кремлевским стратегам?