От редакции: Праздник послушания

Госдума пятого созыва на последнем заседании подводила итоги, получала ордена и грамоты, слушала поздравления в собственный адрес. Даже маленький демарш части депутатов от оппозиции, не вставших при появлении Владимира Путина в зале заседаний, не испортил праздника единства исполнительной и законодательной власти.

Премьер поблагодарил думцев за согласованную работу. Одобрение депутатами подавляющего большинства правительственных законопроектов он назвал «огромным преимуществом нашей страны по сравнению с другими странами в период кризиса». Действительно, нынешняя Дума по составу и качеству работы была особенной. В парламенте созыва 2003 г. правящая партия получила конституционное большинство за счет одномандатников. Некоторые из них представляли интересы избирателей, были членами оппозиционных правых партий и проявляли самостоятельность. Время от времени Дума становилась местом для дискуссий и политического торга. Нынешняя Дума избиралась в 2007 г. только по партспискам, что позволяло Кремлю и Старой площади отсекать нежелательных кандидатов через партийную бюрократию.

Как следствие, пятая Дума оказалась еще более послушной, чем четвертая. Конституционное большинство «Единой России» в 315 депутатов, помноженное на партийную дисциплину, лишило вторую ветвь власти смысла и содержания, ради которых она работает в развитых государствах, – детального рассмотрения и корректировки содержания законов, по которым будет жить страна и ее граждане. Отдельные случаи длительного обсуждения и дискуссий по существу, как это было благодаря сильному общественному давлению с законопроектами «О полиции» и «Об основах охраны здоровья граждан», были исключением, подтвердившим правило. Парламент стал «министерством одобрения», превратился в законодательный конвейер, который быстро принимал законодательные инициативы президента и правительства. Летом 2010 г. один из лидеров конституционного большинства отрапортовал о рекордной производительности в весеннюю сессию – 249 законов. Весенняя сессия нынешнего года побила рекорд – 270 законов. Всего в 2008–2011 гг. депутаты одобрили 1563 закона (в 2004–2007 гг. – 1121, в 1999–2003 гг. – 823).

Разумеется, некоторые законы и поправки, например смягчение Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, давно назрели и были необходимы. Однако часто высокая скорострельность оборачивалась низким качеством принятых законов, которые приходилось править и отменять на ходу. Достаточно вспомнить, как депутаты то разрешали, то отменяли свое разрешение на 3 промилле алкоголя в крови водителя. Или бодрое повышение ставки транспортного налога, столь же бодро отмененное. Можно вспомнить и Кодекс об административных правонарушениях, в который только при нынешнем созыве было внесено свыше 100 поправок.

Парламентские стахановцы, похоже, не задумываются, что постоянные изменения законов ведут к правовой нестабильности, ухудшают условия для бизнеса, снижают приток инвестиций. Затрудняется и общественный контроль за законотворческим процессом. Как следствие, законы и кодексы все чаще становятся предметом рассмотрения Конституционного суда. Многие граждане и предприниматели предпочитают не следить за правовой чехардой, а придумывать способы обходить закон.

Впрочем, накануне завершения полномочий депутаты, кроме одобрения правительственных инициатив, срочно занялись принятием лоббистских законопроектов. В частности, они приняли поправки в Налоговый кодекс о компенсации выпадающих доходов, которые выгодны некоторым компаниям, обладающим значительными нефтеперерабатывающими мощностями. Еще одна недавняя новация – попытка «исправить» закон о госзакупках и заменить электронные торги в дорожном строительстве привычными конкурсами, где устроителю легче отсечь от участия нежелательных претендентов за счет субъективных требований или «потери» документов. Это понятно – не все же попадут в шестую Думу.