От редакции: Cтилистические расхождения

Главный редактор журнала «Коммерсантъ-власть» Максим Ковальский отстранен от должности, гендиректор ЗАО «Коммерсантъ-холдинг» Андрей Галиев отправлен в отставку. Заявление об уходе написали гендиректор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев и заместитель Ковальского Вероника Куцылло. По официальной версии, конфликт вызван нарушением журналистской этики, граничащим, по мнению владельца «Коммерсанта» Алишера Усманова, с мелким хулиганством. Нарушение профессиональной этики собственник и менеджмент обнаружили в публикации – без визы юристов издания – фотографии избирательного бюллетеня с нецензурной надписью в адрес премьера (сейчас снимок удален с сайта с извинениями перед читателями и партнерами). Матерную брань на страницах уважаемого издания, пусть и в виде фотографии, вряд ли стоит считать арт-объектом. И все-таки, по нашему мнению, на причину для увольнения эта публикация не тянет.

Усманов приобрел «Коммерсантъ» в августе 2006 г. Традициям и стилю, сложившимся в изданиях холдинга, гораздо больше лет – не пять, а почти 20. История «Коммерсанта» – это история всей постсоветской журналистики. Умение, не выходя за пределы хорошего вкуса, совершать «хулиганские» жесты есть часть этой традиции, предполагающей ироничное отношение к действительности. Именно это ироничное, умное мировоззрение и было главной новостью, которую принес «Коммерсантъ» в русскую журналистику. Коммерсантовский новый тон очень помог улучшить национальное настроение в мутные 90-е годы. Этот тон во многом сформировал целое поколение наших коллег.

Символично, что стиль издания вызвал нарекания владельца именно сейчас, в момент растущего политического напряжения: в минувшие пять лет санкций за хулиганство и нарушение корпоративной этики вроде бы не было. Возможно, что за пять лет вкус Усманова стал более взыскательным. При большом желании можно увидеть в обсуждаемой публикации мелкое хулиганство, административное правонарушение. А можно считать, что дело не в самой матерщине, а в адресате. А можно – что увольнение стало проявлением недовольства властей критическими публикациями изданий «Ъ» в период выборов. Тогда речь идет уже о замаскированной корпоративными правилами карательной цензуре.