От редакции: Почему утонула буровая платформа

Крушение буровой платформы «Кольская» в Охотском море напоминает о том, что уроки трагедий на шахтах, на Саяно-Шушенской ГЭС, гибели теплохода «Булгария» не выучены. Жадность снова победила.

Платформа, которую буксировали с места разведки у берегов Камчатки на Сахалин, перевернулась и затонула в воскресенье. Из 67 человек спаслось 14. Установка принадлежала «дочке» «Зарубежнефти» – «Арктикморнефтегазразведке» (АМНГР), а работала на подряде у «Газпрома». Погибли в основном бурильщики, которых при перегоне платформы морем на борту по нормативам вообще не должно было быть. Жена одного из пропавших без вести рассказала «Комсомольской правде», что владельцы платформы экономили на ремонте, что установка должна была закончить работу в октябре, но начальство продлило срок до декабря, когда в Охотском море уже очень сложная погодная обстановка.

Игнорирование техники безопасности было одной из основных причин гибели теплохода «Булгария» (июль 2011 г., 122 жертвы), аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (2009 г., 75 жертв), на шахтах «Юбилейная» (2007 г., 110 жертв) и «Распадская» (2010 г., 91 жертва). Соответственно, и виновниками аварий признают персонал: капитана, вышедшего из порта, несмотря на крен и перегруз, работников станции, не выключивших турбинный агрегат, несмотря на недопустимые значения вибрации, шахтеров, вручную отключающих датчики метана, чтобы не мешали работать.

Схема в этих случаях проста. Работодатель как бы говорит работникам: вы нарушаете правила и в результате больше зарабатываете, но в случае чего вы и становитесь официальными виновниками. Общественный договор времен авантюристического капитализма.

Люди всегда и везде хотят получать больше денег, но работодатель может эксплуатировать это желание, а может действовать по закону. По уровню развития профсоюзов и защите прав работающих мы где-то в начале XX в. Реальные решения по изменению ситуации на шахтах были приняты после аварии на «Распадской» – потому что жители Междуреченска перекрыли железную дорогу. Правда, для их принятия все равно понадобилось ручное управление премьера Путина.

Повторяющиеся аварии – одно из следствий ручного управления, т. е. путинской системы управления. В короткий срок при мобилизации сил и административного ресурса конкретные вопросы иногда удается решить. Но это не только не создает уважения к закону, а наоборот, посылает сигнал: законы, инструкции и правила безопасности нужно нарушать, чтобы успеть заработать. Завтра может быть поздно. Так сиюминутная жадность торжествует над человечностью. И оказывается, что действительно спасать людей уже поздно.