От редакции: Диктатору лучше не задерживаться

Досрочные президентские выборы в Йемене проходят в напряженной обстановке: вчера после атак террористов были закрыты многие избирательные участки неподалеку от Адена. Но важнее обстоятельства, предшествовавшие выборам. Президент Али Абдалла Салех, правивший страной 33 года, оказался единственным арабским руководителем, который добровольно ушел в отставку после народных волнений, начавшихся в феврале. Салех вел переговоры с оппозицией с июля, несмотря на продолжавшиеся вспышки насилия и ряд покушений. В ноябре 2011 г. он подписал план мирного урегулирования, предложенный Советом сотрудничества арабских стран Персидского залива, и передал полномочия переходному правительству. В январе 2012 г. парламент Йемена принял закон, гарантировавший Салеху иммунитет от судебных преследований новыми властями.

Салех пошел по стопам тех авторитарных правителей, которые своевременно отказались от власти, чтобы предотвратить гражданскую войну или по корыстным причинам – под гарантии сохранения жизни, свободы и имущества своей семьи и ближайших соратников. Президент Чили Аугусто Пиночет, проиграв референдум о продлении собственных полномочий, не стал отменять его результаты и подавлять оппозицию. Генералы согласились не вмешиваться в политику в обмен на отказ от расследования преступлений времен диктатуры. Пиночет умер своей смертью, хотя арест по иску испанцев, требовавших расследования обстоятельств гибели родственников в период диктатуры, вероятно, приблизил его кончину. Еще раньше, в 1979 г., перуанские военные, осознав, что продолжение коллективного авторитарного правления на фоне кризиса угрожает социальным взрывом, согласились на поправки в конституцию и провели в 1981 г. свободные выборы. Это позволило им избежать преследований и остаться на важных постах в армии.

Для сравнения противоположный пример из Перу: судорожно цеплявшегося за власть президента Альберто Фухимори свергли в 2001 г. В 2007 г. власти Чили выдали его на родину, где его осудили на 25 лет тюрьмы. Печальная участь Николае Чаушеску и Муамара Каддафи подтверждает правило: диктатор должен верно рассчитывать момент ухода, рискуя в противном случае потерять нечто большее, чем власть и активы.