Мария Железнова: 68 комитетов

Шестьдесят восемь оргкомитетов пока еще не зарегистрированных партий подали заявки в Минюст, сообщил единоросс Владимир Плигин. Перспективы регистрации прекрасные: новый закон о партиях, который Госдума берется принять в течение недели, дает зеленый свет практически всем проектам. Регистрация по новым правилам – минимальное членство, минимум необходимых документов, минимум придирок Минюста – может стартовать в апреле-мае, чтобы новорожденные организации как можно скорее могли принять участие в выборах.

Невероятная на первый взгляд щедрость системы, драконовским требованиям которой до сих пор соответствовало всего семь партий. Свобода, которой добивались стотысячными митингами на двадцатиградусном морозе. И вот все фигуранты списка Минюста – Либеральная и Консервативная, Патриотическая и Монархическая, Социалистическая и Самодержавная, Нетократическая и Субтропическая, Партия будущего и КПСС, Жилищно-коммунальная и Партия любителей пива, Пираццкая (именно с двумя «ц») и Всемирное братство казачьего спецназа, и даже партия с названием «Без названия» – все получают статус настоящих партий и идут на выборы, перекрывая рекорд 1995 г., когда на выборах депутатов Госдумы второго созыва в бюллетенях было 43 позиции.

Избиратели получают бюллетени-рулоны метровой длины. КОИБы ими давятся.

Пятипроцентный барьер опять преодолевают четыре партии.

Первой жертвой либерализации партийного законодательства рискуют стать именно правые, все эти годы требовавшие смягчения процедуры регистрации и безуспешно жаловавшиеся на отказы Минюста в суды вплоть до Страсбургского. Да, теперь их зарегистрируют, но небольшой в целом демократический электорат придется делить с десятком карликов, в том числе карманных, в том числе фальшивых. Пусть каждый откусит по крошке, но ведь кусок и так скромный.

Карлики откусят и от левых, их в списке Минюста тоже больше десятка. Порежут и патриотов – там три «Родины», две «родные» партии, три казачьи, две про русский народ, одна «Святая Русь». И даже загадочные «Добрые люди России» есть в двух вариантах. Поди разбери, кто они и добрые ли. Не говоря уж о том, достойные ли. Не поддастся ли замученный глаз искушению выбрать из старых знакомых?

Эти, может, и не то чтобы добрые люди. Но хотя бы не карлики.