Мартин Вулф: Угрозы дорогой нефти

Цены на нефть опять рванули вверх. Но вопреки расхожему мнению простым наращиванием добычи делу не поможешь. Если и есть причина для взлета котировок, то она в ужесточении санкций против Ирана. Если дело дойдет до военной операции, то ее влияние на нефтяные цены и мировую экономику трудно даже представить. В исторической перспективе нефть уже и стоит рекордно дорого, а ее дальнейший рост приведет мировую экономику на неизведанную землю. Попробуем исследовать эту угрозу.

Повышение цены барреля на каждые $10 отнимает $320 млрд в год у потребителей нефти и отдает их производителям. То есть, учитывая, что с декабря 2011 г. нефть подорожала на 15%, ее продавцы дополнительно заработали $500 млрд. А потребители, соответственно, потеряли. Goldman Sachs подсчитал, что рост нефтяных цен на 10% замедляет экономический рост в США на 0,2% ВВП в первый год и на 0,4% – в следующий. Европа теряет 0,2% ВВП. Получается, что повышение цен с декабря на 15% обойдется США и ЕС примерно в 0,3% ВВП. Это неприятно, но не ужасно.

В конечном счете масштаб негативных изменений определят несколько факторов. Первый – будет ли рост цен объясняться увеличением спроса или перебоями с поставками. Перебои хуже – сейчас котировки растут скорее благодаря растущему спросу. Второй фактор – величина резервных запасов. Их не так много. На высокодоходном нефтяном рынке товарно-сырьевыми запасами никто особо не озабочен – к примеру, Саудовская Аравия на максимуме производства за 30 лет. Несмотря на растущий спрос и дороговизну нефти, у добывающих стран нет возможности наращивать добычу: она увеличивается на 1% в год, а мировая экономика растет на 4%. Что объясняет и волатильность, и рост цен. Ведь достойной альтернативы нефти пока нет. Третий фактор – ситуация на других сырьевых рынках. Тут новости хорошие – цены на газ падают, а цены на сельхозпродукцию в этом году не будут проблемой. Это должно уменьшить инфляционные последствия.

Goldman Sachs считает, что рост цен на нефть, конечно, тормоз, но не катастрофа для экономики. Но старший экономист Международного энергетического агентства Фатих Бироль призывает не расслабляться. ЕС импорт нефти сейчас обходится в 2,8% ВВП, а в 2000–2010 гг. приходилось тратить лишь 1,7% ВВП. Учитывая хрупкую экономику ЕС, опасность нефтяного шока очевидна.

Новые всплески котировок возможны не только из-за операции против Ирана. Есть и другие опасности, учитывая политическую нестабильность во многих странах – производителях нефти. Более того, мир, видимо, так и останется в опасной зоне из-за бурно растущего спроса на нефть со стороны быстро развивающихся стран. К 2035 г. в Китае будет продаваться 50 млн частных автомобилей в год. Им всем понадобится бензин.

Мир будет уязвим перед высокими ценами на нефть и повторяющимися экономическими потрясениями, пока добыча нефти будет стагнировать, спрос расти, а вероятность общественных беспорядков оставаться высокой. Словом, пока все будет так, как есть сейчас. Лучшим ответом было бы снизить зависимость экономики от нефти.

FT, 28.03.2012, Антон Осипов