Эдуард Дорожкин: Лобик открыт

В чем проблема всех телевизионных каналов о моде

Телемагазин «Стиль и мода» готовится начать работу в новом формате, теперь это будет не просто телемагазин, а полноценный канал о моде — с показами, передачами, ну и, естественно, онлайн-торговлей. Главным редактором канала назначили модельера Валентина Юдашкина, который не преминул поделиться своим видением проекта. «Многие годы работая в индустрии моды, привыкаешь каждый день удивлять и удивляться, никогда не останавливаться, фантазировать, двигаться вперед, непрерывно открывать и создавать что-то новое, — несколько косноязычно, но, кажется, вполне искренне заметил он. — Теперь быть стильным и модным станет еще и просто».

Чудесненько! Один щелчок на пульте — и вот уже камеры светских фотографов направлены не на Ульяну Сергеенко с Ксенией Собчак, не на Андрея Малахова, а на Машу и Мишу: в семье Ивановых-Сидоровых-Петровых тоже есть телевизор!

Проблема у всех телевизионных каналов, берущихся рассказывать о моде, одна: в рассказе о моде интересна только картинка, и, какой бы важный логотип ни украшал правый (или левый) верхний угол, модное ТВ всегда остается фоном. Его включают в беззвучном режиме и пускают в качестве неприхотливого сопровождения к котлете по-киевски (в востребованном ресторане), к процессу окрашивания (в парикмахерской), к маникюру-педикюру в салоне красоты и даже иногда, страшно сказать, к работе над номером журнала Vogue. Я даже вспомнил в связи с этим, как старейшая работница газеты «Неделя» рассказывала мне, зачем взяла на работу одного вполне бестолкового, но смазливого сотрудника: «Понимаешь, сидишь ты весь день, читаешь про московских дворников, потом поднимаешь глаза, а перед тобой Аполлон. Эстетично».

Печальная участь фэшн-ТВ совершенно предопределена кругом его героев. Мне представляется, что нет зрелища печальнее на свете, чем модельер, рассказывающий о работе над коллекцией. Я даже не говорю о чудовищном, переходящем все возможные рамки злоупотреблении словами «вдохновение» и «вдохновлялся» (ощущение такое, что речь идет не о кройке юбки и шитье носков, а о дописании недостающих глав в «Мертвые души») — пусть вдохновляются, но это всегда отчет бледный, неинтересный, натянутый, вымученный.

Дизайнеры знают, что это так, и всегда готовы отвечать на вопросы как бы личного характера, как бы провокационного. Я вот, например, совсем уже не могу читать материалы про увлечение Фриды Джаннини лошадьми — у меня, правда, возникает ощущение, что меня привязали к мощному коню и долго мотали по ее родным римским холмам, когда она в пятисотмиллионный раз закручивает привычную шарманку про этих красивых животных. Схожие чувства подступают, когда дизайнеры нетрадиционной сексуальной ориентации начинают рассказывать о своей любви и уважении к женщине. Любить любим, уважать уважаем, но живем с Батистом Джиабикони: во сколько обходится эта «муза» Карлу Лагерфельду — вот это мне по-человечески очень интересно. Но ни «Стиль и мода», ни другой телеканал мне об этом не расскажут. А то, что Лагерфельда называют «кайзером», я отлично знаю и без них.

В этом смысле некоторым исключением из правил была только программа «Модный приговор» — до тех пор, пока вкрадчивый историк моды Васильев не занял место блистательно прямолинейного Вячеслава Зайцева с его «В этом сезоне носят маленькую грудь. Лобик открыт, как бы думает». И я, конечно же, с огромным интересом и опаской жду, что получится у талантливейшего Юдашкина, обещавшего «постараться сделать так, чтобы мир моды с парижских подиумов и миланских бутиков пришел прямо к вам в дом». Интересно, мне-то место останется?..

Автор — заместитель главного редактора журнала Tatler