От редакции: Декларации о доходах чиновников – скорее медиапродукт, чем инструмент контроля

Внимание! В нашем чарте новый лидер, сегодня вы узнаете кто! Также вы узнаете, кто из участников рейтинга продал раритетный советский автомобиль и чьи жены в разы богаче мужей, а чьи – в разы беднее. Примерно так пресс-службы органов власти могли бы анонсировать ежегодную публикацию деклараций о доходах (см. также статью на стр. 01).

Декларации о доходах высших чиновников по-прежнему остаются скорее медиапродуктом, чем инструментом контроля. Журналистов, а вслед за ними и читателей интересуют перемещения в списке, богатство жен, метраж особняков и марки автомобилей. Все это воспринимается гражданами как внешняя информация, из другого мира, яркая, но не обязательно правдивая и ни к чему не обязывающая. В таком рейтинге может интересовать не только богатство чиновника или его жены, но и наоборот – возмутительная бедность (куда он все спрятал?).

В нашей системе контроля за доходами много минусов. Отсутствует единая электронная форма декларации; функции контроля разнесены по разным ведомствам; круг отчитывающихся очень широк и всех проверить очень трудно; при этом комиссии по проверке деклараций не имеют достаточных полномочий по отношению к декларациям высших чиновников, увольняют их лишь по «утрате доверия». Необходимо сосредоточить внимание на наиболее коррупционноемких должностях, совместить для высших чиновников декларации о доходах и имуществе с декларациями о конфликте интересов, расширить список проверяемых членов семей и т. д. Директор «Трансперенси интернешнл Россия» Елена Панфилова говорит, что декларации о доходах лишь один из инструментов борьбы с коррупцией и сейчас главная его роль – обучение чиновников подотчетности перед обществом.

Если говорить о борьбе с коррупцией вообще, то в России принимается много плохо сочетаемых и несовершенных законодательных решений, в которые словно нарочно закладываются дырки и уловки, позволяющие и личные интересы соблюсти, и о борьбе отчитаться. Можно считать это трудностями развития, но нельзя забывать о репутационном вреде: такие трудности доверия к власти не повышают. Хотя именно увеличение эффективности государственных институтов и повышение доверия к ним есть задача реформы.