От редакции: Купи меня обратно

О финансовой грамотности россиян ходят анекдоты. Звонок на горячую линию ВТБ: «Дочка, а куда мне за акциями-то приходить? Вот у вас в сберкассе-то, я видела, адрес такой указан – проспект Эмиссии, это где ж такой?»

Безграничная наивность и слепая вера людей в телерекламу пять лет назад помогла ВТБ собрать в ходе народного IPO $8 млрд. Из них акции на $1,5 млрд купили 121 000 мелких инвесторов, многие из которых с трудом понимали, что они делают и каковы их реальные риски. Купленные на пике рынка акции быстро подешевели, и народ стал требовать у банка вернуть деньги.

Объяснить им разницу между гарантированным банковским вкладом и покупкой акций на рынке (где каждый действует на свой страх и риск) оказалось трудновато. Не потому, что народ у нас тупой и безграмотный. А потому, что для раскрутки народных IPO неопытных инвесторов сознательно вводили в заблуждение.

Народные IPO пропагандировал по телевизору президент Владимир Путин, а президент ВТБ Андрей Костин с трибуны Петербургского экономического форума говорил, что правительство, как главный акционер, не допустит падения котировок ВТБ. Для инвесторов эти слова звучали так, будто их вложения в акции ВТБ надежны, как вклады в Сбербанке.

Обнаружив обман и столкнувшись с тем, что их инвестиции обесценились вдвое, народные инвесторы превратили собрания акционеров ВТБ в ежегодную пытку для топ-менеджеров. Скандалы и жалобы не утихали пять лет, надежды особой не было. И вот государство неожиданно вернуло народным инвесторам их деньги. Не все и без процентов, не особенно глядя на законы и здравый смысл. Просто потому, что приближались президентские выборы и Владимиру Путину хотелось совершать эффектные поступки.

На этой неделе стали известны результаты обратного выкупа – треть народных инвесторов не воспользовалась щедрым предложением банка (выкупить акции по той же цене, по какой они продавались пять лет назад). Акционеры могли попросту не знать об обратном выкупе, поскольку, в отличие от IPO, выкуп массированно не рекламировался.

К тому же банк выкупал акции с ограничением – на сумму не более 500 000 руб. Получается, что акционеры, вложившие в акции банка больше этой суммы, оказались наказаны во второй раз.

Сначала за то, что вообще поверили в перспективы ВТБ, а теперь – за то, что поверили больше, чем другие инвесторы.

Обратный выкуп акций – явление на фондовом рынке распространенное. А вот дискриминирующий обратный выкуп, который распространяется только на избранных акционеров (тех, кто участвовал в народном IPO), – это изобретение ВТБ. Предложение об обратном выкупе должно быть направлено всем акционерам. Кстати, те участники народного IPO, у которых не выдержали нервы и которые продали свои акции чуть раньше за бесценок, тоже оказались наказаны.

Обратный выкуп акций на рынке применяют, чтобы защититься от недружественного поглощения или поддержать рыночную цену бумаг. Понятно, что первое ВТБ не грозит, а второе – не поможет. Но такой уж ВТБ особенный. Сказали ему купить Банк Москвы – купил. Велели выдать кредит тонущей «Ланта-тур» – выдал. Приказали пустить 11 млрд руб. на выкуп собственных акций по цене вдвое дороже рыночной – исполнил.

Печальная история народного IPO – нечестный пиар вначале и кривая схема обратного выкупа – подрывает доверие к рынку и отодвигает формирование класса частных инвесторов, которые могли бы в будущем отстаивать защиту частной собственности и независимость судебной власти. Наоборот, красноречивыми действиями до сведения граждан довели мысль: покупай – не покупай, отвечай за свои действия – не отвечай, на все царская воля. Это мина замедленного действия под нашим будущим. Это удар по перспективе создания устойчивого фондового рынка, по пенсионной системе, ведь наше благополучие в будущем напрямую зависит от возможностей долгосрочного инвестирования.