Статья опубликована в № 3107 от 23.05.2012 под заголовком: От редакции: Деньги студентам

От редакции: Платное не значит качественное

Новый министр образования Дмитрий Ливанов заявил о необходимости вдвое сократить число бюджетных мест для студентов вузов. Сейчас, по его мнению, в России слишком много мест по инженерным специальностям (министр в прошлом работал ректором МИСиСа, инженерного вуза). Освободившиеся средства, считает Ливанов, следует передать на финансирование оставшихся «бесплатных» студентов, чтобы повысить качество их обучения и приблизить их квалификацию и навыки к требованиям рынка труда.

Заявление вызвало предсказуемое негодование в образовательном сообществе, некоторые обвинили Ливанова в стремлении уничтожить бюджетное образование. Однако предложение министра – это лишь констатация давно идущего процесса. Бесплатное высшее образование давно стало фантомом. У всего «бесплатного» есть цена: поборы при подготовке абитуриентов к поступлению, неформальные «взносы» за поступление на те же бюджетные места, такса за сдачу экзаменов и курсовых работ. Есть и легальные выплаты. Общая численность студентов в России выросла в 2000–2010 гг. в 1,5 раза – с 4,7 млн до 7 млн. За это время количество бюджетных студентов незначительно снизилось – с 2,8 млн до 2,6 млн. Одновременно более чем вдвое выросло число платных студентов в государственных вузах и в 2,5 раза – в негосударственных. Доля «бюджетных» студентов упала с 59,6 до 37,2%.

Государство и конкретные чиновники научились брать плату за услуги, но не научились поднимать уровень качества этих услуг. В отечественном высшем образовании, как и в других бюджетных сферах – здравоохранении, социальном обеспечении, – платность росла, а качество услуг падало. Рост числа платных студентов не сопровождался пропорциональным увеличением количества преподавателей в госвузах, их численность в негосударственных сократилась. Огромная часть нынешних вузов дает образование, которое неправильно называть высшим.

Настоящее образование стоит денег. Это первая и главная инвестиция, которую мы делаем в жизни. Но платность не означает недоступность. Абитуриент должен иметь возможность без лишних препятствий получить кредит на обучение в престижном вузе и скидку в оплате при успешной учебе. Это значит, что сокращение бюджетных мест только малая часть истории. Гораздо труднее и важнее создать современный механизм финансирования образования.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать