От редакции: Приватизация для своих

Слово «приватизация» в русском языке хорошо рифмуется со словом «профанация».

Процесс передачи государственной собственности в частные руки в нашей стране никогда не был гладким. Ваучеры, Чубайс, олигархи, залоговые аукционы, чековые фонды, народные IPO, распродажа активов РАО ЕЭС – трагикомические сюжеты приватизационной истории разнообразны. Но все их объединяют обманы и скандалы. Новая приватизация тоже не обещает быть честной: государство затевает странные игры.

Вроде бы с виду все позитивно – объявляются списки приватизируемых компаний, среди них есть довольно привлекательные активы. Но если взглянуть на детали, возникает ощущение профанации.

Во всех компаниях, доли в которых будут продаваться, государство оставляет за собой контрольные пакеты. Отлично придумано – правительство получит десятки миллиардов долларов в обмен лишь на некое условное изменение долей акционеров, при этом не теряя контроля над компанией (доля 49% в наших условиях – это все равно что одна-единственная акция). Идея, достойная восхищения. С одним только вопросом: кто захочет их покупать?

Кому в эпоху нестабильности, бегства от рисков, надвигающегося кризиса и падающей нефти нужны бумаги компаний с сомнительной эффективностью, мутными бюджетами, копеечными дивидендами и «социальной ответственностью», да еще и с таким непредсказуемым главным акционером, как российское правительство?

Разумеется, когда речь идет об акциях, к примеру Сбербанка, покупатели, скорее всего, найдутся и на миноритарные пакеты. Но вот насчет остальных есть большие сомнения. Иностранцам миноритарные пакеты не очень-то нужны. «Для глобальных инвестбанков российская экономика окончательно превратилась в сырьевую, фондовый рынок которой растет с ростом цен на сырье и падает вместе с ними: никакой самостоятельной «истории роста» (growth story) при существующем инвестиционном климате и качестве госинститутов они не видят», – пишет в блоге Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ, по итогам общения с зарубежными инвестбанкирами.

Похоже, новая приватизация на иностранных инвесторов и не рассчитана. Доли в госкомпаниях купят свои.

Президент Владимир Путин одним из первых указов своего третьего срока постановил, что, если государство решит продать доли в компаниях ТЭКа, на рынок они не попадут – их акции должен покупать исключительно государственный «Роснефтегаз».

Более того, приватизацию оплатит сам бюджет. Об этом проговорился первый вице-премьер Игорь Шувалов на Петербургском форуме: по его словам, правительство рассматривает возможность покупки небольших долей в приватизируемых госкомпаниях за счет денег фонда национального благосостояния (ФНБ). Для начала можно потратить 10% ФНБ ($8,5 млрд), рассуждает Шувалов.

Игорь Иванович по образованию юрист, а не экономист. Поэтому, возможно, не знает: когда правительство покупает у государственной компании активы за деньги налогоплательщиков, это что угодно, только не приватизация.

Инвестирование ФНБ в акции российских госкомпаний помимо всего прочего вредно и опасно. Этот фонд предназначен для того, чтобы страховать пенсионные выплаты – т. е. если доходы бюджета упадут, государство могло бы все равно выполнить свои обязательства перед пенсионерами. Цены на нефть на прошлой неделе опустились ниже $90 за баррель, критическая черта для нашего бюджета – $80 за баррель. Власти прогнозируют дефицит бюджета в 1,5% ВВП. Как при этом можно говорить об инвестировании средств ФНБ, да еще в акции компаний, стоимость которых напрямую зависит от решений нашего же правительства?

Приватизация проводится либо ради наполнения бюджета, либо ради расширения частного сектора в экономике. Правительство явно сейчас не поможет бюджету, продавая акции госкомпаний на падающих рынках: момент уже упущен. И тем более не уменьшит госсектор, покупая доли в госкомпаниях у самого себя. Значит, опять профанация.