Статья опубликована в № 3151 от 25.07.2012 под заголовком: Образовательный рынок: Глобальная коррупция

Филип Альтбах: Коррупция в глобальном образовании растет

  • Филип Альтбах

Перспективы глобальной кампании, направленной на интернационализацию образования, омрачаются растущим уровнем коррупции в этой сфере. Ученая степень, полученная в иностранном университете, ценится все больше – неудивительно, что коррупция растет. Некоторые посредники и университеты видят в интернационализации только возможность заработать. Быстро растущий мировой сектор образовательных услуг в значительной степени коммерческий.

Страны, академические системы которых поражены коррупцией, все активнее вовлекаются в международный образовательный рынок: они отправляют студентов за границу, устанавливают отношения с иностранными университетами. Конечно, коррупция не ограничена странами с не самой блестящей репутацией в области соблюдения академических процедур, проблема глобальна. Несколько скандалов произошли и в США, включая историю с неаккредитованным «Университетом Трайвелли», мошеннической структурой, принимавшей иностранных студентов и собиравшей с них плату за обучение. От студентов не требовали посещения занятий, их протаскивали на рынок труда под носом у иммиграционных властей США. Агентства по надзору за качеством образования в Британии выявили несколько проблемных программ, выдающих британские дипломы по «франшизе». Красноречивый пример – Университет Уэльса, который был вторым по размеру университетом Британии с 70 000 студентов, учащихся в 130 колледжах по всему миру. Этот вуз вынужден был закрыть свою программу подтверждения степеней, которая приносила университету почти 2/3 дохода.

Международная система высшего образования превратилась в многомиллиардную индустрию. Если не сделать шагов к обеспечению абсолютной прозрачности и честности отношений в области высшего образования, вся структура – построенная на доверии приверженность взаимопониманию и качеству образовательных благ – структура, создававшаяся десятилетиями неформальных усилий, рухнет. Есть признаки, что она уже находится в крайне тяжелом состоянии.

Примеры и последствия

Серьезная и пока не решенная проблема заключается в том, что на свете хватает беспринципных посредников и специалистов, готовых пристроить плохо подготовленного студента в любой университет мира. Один из свежих примеров – публикация в британской Daily Telegraph от 26 июня 2012 г., журналисты которой сняли на видео китайского посредника, готового написать за абитуриента вступительное эссе и оказать другую сомнительную помощь при поступлении в ведущие вузы Британии. Невозможно точно оценить масштаб проблемы, хотя, судя по постоянно встречающимся новостям подобного рода, это повсеместное явление, особенно распространенное в странах, включая Китай и Индию, которые в массовом порядке посылают своих студентов обучаться за рубежом. Несомненно, посредники получают от вузов миллионы долларов комиссионных, а в самых вопиющих случаях берут деньги и с абитуриентов. Например, в Ноттингемский университет через посредников поступило в 2005 г. 19% студентов, а в 2011 г. – уже 25%. Посредникам досталось около 1 млн фунтов стерлингов комиссионных.

Поддельные и исправленные документы уже долгое время являются проблемой при принятии зарубежных студентов. Компьютерные технологии только облегчили работу мошенникам. Подделка документов в ряде стран превратилась в целую индустрию. Многие вузы стараются не принимать документы из учреждений, запятнавших себя производством фальшивок. Например, часть американских университетов не принимают заявок от студентов некоторых российских вузов из-за широко распространенного убеждения, что в них имеет место подделка документов.

Аферы с документами стали популярны из-за того, что размер комиссии посредников зависит от числа абитуриентов, которых они смогут пристроить. Так что в их интересах сделать так, чтобы заявка на поступление была по максимуму «упакована» документами, представляющими претендента в самом выгодном свете. Задачи, стоящие перед работниками вузов, которые отвечают за проверку достоверности рекомендаций и точности перевода дипломов, становятся все труднее.

Случаи подделки документов и результатов тестов Graduate Record Examination (как и многих других международных тестов, результаты которых засчитываются при поступлении) приводят порой даже к признанию недействительными результатов тестов в отдельных странах и целых регионах. Встает вопрос и о том, стоит ли вообще доверять онлайн-тестированию. Все это уже затруднило честным абитуриентам доступ в зарубежные вузы и усложнило систему оценки при поступлении.

Некоторые страны, в том числе Россия и Индия, уже заявили, что собираются признавать дипломы зарубежных вузов, одобрять совместные учебные программы и т. д., руководствуясь тем, какое место университет занимает в рейтинге университетов мира Times (Times Higher Education, THE) и Академическом рейтинге университетов мира (Academic Ranking of World Universities, он же «шанхайский рейтинг»). И очень жаль – ведь многие отличные вузы не входят в эти рейтинги, которые составляются главным образом исходя из исследовательской продуктивности сотрудников университета (об особенностях оценки вузов см. статьи «Игра в рейтинги» в «Ведомостях» от 31.05.2012 и «В рейтинге университетов нет смысла» от 18.06.2012). Но Россия и Индия, обеспокоенные качеством иностранных партнеров в сфере образования, находят рейтинги вполне удобным инструментом.

Ряд принимающих стран из-за случаев мошенничества и коррупции ужесточили правила выдачи визы для зарубежных студентов и контроль за ними. Госдепартамент США в июне 2012 г. объявил, что заявки на визу из Индии будут проверяться с особым тщанием. Ранее свою политику ужесточили Австралия и Британия. Из-за коррупции интернационализация в сфере высшего образования становится все более трудным делом. Интересно, что в континентальной Европе такое мошенничество не так сильно распространено. Отчасти это можно объяснить тем, что здесь высшее образование менее коммерциализированно и не так нацелено на получение прибыли.

В интернете сфера образования представляет собой подобие Дикого Запада, где царят обман и жульничество. Легко сделать впечатляющий веб-сайт, превозносящий качество образования в вузе или распространяющий о нем явную ложь. Некоторые институты хвастаются аккредитацией, которой в реальности не существует. Создаются организации, за умеренную плату предоставляющие аккредитацию любому вузу.

Что делать

Учитывая масштабы индустрии, можно с уверенностью сказать, что упомянутые проблемы не решатся сами собой. Но можно предложить ряд инициатив, которые могли бы улучшить ситуацию. Недавний отчет Международной ассоциации университетов (IAU) «Утверждение академических ценностей в ходе интернационализации высшего образования» – хорошее начало. Ценностные основы европейских Болонских инициатив также вполне соответствуют ценностям интернационализации.

Аккредитация и контроль качества крайне важны. Профильные организации и международное образовательное сообщество должны добиться того, чтобы университеты оценивались максимально тщательно и чтобы результаты оценки были легкодоступны общественности и всем стейкхолдерам процесса.

Необходимо привлекать больше внимания к вопросам этики и наилучшей практики в высшем образовании. Будущие студенты и их семьи, институциональные партнеры, заинтересованные в программах обмена и исследовательском сотрудничестве, должны более внимательно и ответственно подходить к принятию решений. Центр мониторинга коррупции в высшем образовании при Бостонском колледже – единственный пункт сбора информации, напрямую связанной с коррупцией в секторе. Появление дополнительных источников информации можно было бы только приветствовать.

Первый шаг к решению коррупционной проблемы – признание того, что она существует. Международное университетское сообщество далеко не едино. Растущая коммерциализация образования приводит к тому, что некоторые неохотно идут на меры, способные снизить прибыли. Есть в академическом мире и люди, которые агрессивно лоббируют легализацию сомнительных практик. Но если ничего не будет сделано, образовательный сектор понесет серьезный урон и процесс интернационализации образования окажется под угрозой.