Владимир Милов: Новая волна национализации

Перспектива согласования сделки по приобретению «Роснефтью» 50% акций ТНК-ВР (а принятие решения правительства по этому поводу в том или ином виде неизбежно потребуется) рискует превратиться в крупнейший политический тест для кабинета Дмитрия Медведева. С самого начала новый кабинет министров очевидно пытается позиционировать себя как более современный и либеральный по сравнению со своими предшественниками, «кабинет модернизации». Этот имидж будет очень трудно сохранить, если одним из первых крупных решений нового правительства станет согласование сделки, резко усиливающей роль государства в экономике и способствующей дальнейшей монополизации одной из ключевых ее сфер.

Уже сегодня номинальная доля государственных компаний в российской нефтедобыче составляет примерно 36%, а в случае установления фактического контроля над ТНК-ВР она превысит 50%. Резко вырастет и уровень экономической концентрации в нефтяном секторе. В последние годы складывалось впечатление, что национализация нефтянки как будто бы приостановилась и частному сектору здесь могут оставить важную роль.

Возврат к политике национализации и усилению экономической концентрации в нефтяной промышленности неизбежно будет способствовать не только ухудшению инвестиционного климата здесь и снижению отраслевой эффективности (например, среднегодовые темпы прироста добычи нефти после начала процесса национализации отрасли упали более чем в пять раз по сравнению с периодом начала 2000-х гг., госсектор ввел в эксплуатацию крайне мало новых месторождений), но и к дальнейшей монополизации внутреннего топливного рынка. В течение последних лет нефтедобывающих компаний становилось все меньше, исчезли независимые собственники нефтеперерабатывающих заводов, усиливалась монополизация сферы сбыта нефтепродуктов. Вероятная интеграция «Роснефти» и ТНК-ВР придаст этим процессам новый импульс. А перевод под контроль государства второй крупнейшей частной компании России по годовой выручке перечеркнет все позитивные эффекты от планируемой приватизации миноритарных пакетов акций различных госкомпаний.

Безусловно, вопрос согласования сделки по покупке государственной «Роснефтью» доли в ТНК-ВР должен рассматриваться именно в этом контексте – как важнейший вопрос политического характера. Решение этого вопроса во многом определит имидж действующего российского правительства и вектор его экономической политики. По сравнению с этим сюжеты типа приватизации 7,6% акций Сбербанка – сущая ерунда.

Если кабинет Медведева фактически начнет свою деятельность с одобрения старта новой волны национализации и монополизации российской экономики, от очередной волны надежд на «модернизацию» может не остаться и следа. Не говоря уже о собственно негативных последствиях такого шага. Согласовывать эту сделку правительству не следует.