Александра Терентьева: Миф о том, что Дерипаска ничего никогда не продает

Это миф, что [Олег] Дерипаска все только покупает и ничего не продает», – говорил в интервью «Коммерсанту» два года назад крупнейший совладелец «Норникеля» Владимир Потанин. Это был разгар войны между ним и UC Rusal за контроль над никелевой компанией. Потанин ошибся: Дерипаска, вопреки мнению миноритарных акционеров UC Rusal Михаила Прохорова, Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника, отказался продавать пакет в «Норникеле» за $12,8 млрд – с 40%-ной премией к рынку.

Теперь у партнеров Дерипаски есть основания припомнить ему его настойчивость. Алюминиевый рынок переживает спад: цены колеблются на уровне $1900 за тонну, а средняя себестоимость производства тонны металла на предприятиях UC Rusal – $1947. Во II квартале UC Rusal уже получила убыток в $37 млн из-за переоценки глиноземных активов в Гвинее, а в III квартале аналитики советуют готовиться к настоящим трудностям: пока перспективы алюминиевого рынка не радужны.

И ведь это можно было бы спокойно переждать, если бы не гигантский чистый долг UC Rusal – $10,86 млрд на 30 июня, образовавшийся как раз из-за покупки блокпакета «Норникеля». Продажа пакета позволила бы UC Rusal сократить его, вернуться к выплате дивидендов, которых акционеры не видели с 2008 г. Но Дерипаска акции не продал, объяснив, что пакет «Норникеля» для UC Rusal – стратегическая инвестиция. Правда, в чем именно заключается стратегия, не ясно. Покупая пакет «Норникеля» в 2008 г., UC Rusal подразумевала объединение с никелевой компанией. Но разгоревшаяся война с Потаниным и кризис поставили крест на этих планах. Теперь слияние невыгодно уже самой UC Rusal: она стоит $8,4 млрд, а принадлежащий ей пакет в «Норникеле» – $7,4 млрд. Да и президент Владимир Путин, устав от бесконечного конфликта акционеров «Норникеля», буквально на прошлой неделе пообещал, что скоро он закончится. И совершенно не факт, что в результате этого мирного договора в выигрыше останется хотя бы один из нынешних крупных акционеров компании.

Вот и получается, что мифы зачастую куда реальнее, чем любые доводы и расчеты. Ведь всем известно, что Дерипаска ничего никогда не продает.