Эско Ахо: Инновации – это игра вдолгую

В одной сказке богач просит волшебника дать ему много золота. Волшебник спрашивает богача: «Что будет, если золота будет очень много?» Богач отвечает, что золота очень много не бывает. Финал сказки известен: с неба начинают падать тонны золота, под грудами которого богач и задыхается.

Финал сказки мог бы быть другим, если бы у богача были подписаны контракты на поставку золота, а под окном стояли грузовики, готовые для загрузки и дальнейшей транспортировки. Другими словами, для создания дополнительной стоимости необходим доступ на рынок, который, как известно, работает под воздействием двух главных движущих сил: спрос и предложение.

Как и сырьевые рынки, рынки инновационных продуктов и услуг развиваются по воздействием спроса и предложения. Давайте посмотрим на динамику спроса и предложения на примере Финляндии 90-х гг. прошлого века.

В начале 90-х гг. в Финляндии разразился экономический кризис, ставший следствием возникновения «финансового пузыря» на внутреннем рынке и ухудшения ситуации на экспортных рынках, прежде всего в России. Для восстановления финской экономики требовалась новая модель развития, одним из главных элементов которой стало увеличение инвестиций в науку, технологии и инновации.

Истоки этой модели – в решениях, принятых в начале 1980-х гг. В то время Финляндия тратила на НИОКР около 1% своего ВВП, что было ниже среднего уровня по странам ОЭСР. Тогда руководство страны приняло решение удвоить долю расходов на НИОКР в ВВП страны к концу десятилетия.

Если по окончании этого десятилетия был бы проведен опрос среди экспертов по вопросу возврата на эти инвестиции, то результаты, скорее всего, показали бы, что отдача от предпринятых усилий была ниже ожидаемой. Но в середине 90-х, в самый разгар экономического кризиса, ситуация неожиданно изменилась. Теперь это время в новейшей истории Финляндии часто называют «революцией в сфере информационно-коммуникационных технологий», которая, среди прочих достижений, придала импульс мобильной индустрии.

Эти явления были связаны, прежде всего, с историей успеха Nokia, ставшей ориентиром для различных секторов национальной экономики. Вместе с тем целый ряд финских компаний стали более конкурентоспособными благодаря внедрению инновационных технологий. Инвестиции более чем десятилетней давности стали приносить дивиденды.

Этого нельзя было бы добиться без существенных изменений в динамике спроса на инновационные продукты и сервисы. Открытие телекоммуникационных рынков и интеграция в единое европейское сообщество сыграли важнейшую роль для Nokia и других высокотехнологичных финских компаний в вопросах расширения присутствия на внешних рынках.

В начале 90-х гг. новая экономическая модель прошла первый тест на выживание, связанный с принятием правительством Финляндии ряда программ по сокращению расходов. Было чрезвычайно важно избежать соблазна начать «проедать семенной фонд», т. е. сокращать расходы на НИОКР, которые закладывали фундамент будущих успехов. К 1995 г. появились свидетельства того, что этот риск остался позади: финансирование TEKES – агентства по поддержке технологий и инноваций Финляндии – по сравнению с 1991 г. увеличилось вдвое. Эти ресурсы вкупе с инвестициями в научные исследования и разработки в частном секторе вернули финскую экономику на траекторию роста и оказали существенное влияние на конкурентоспособность страны в долгосрочной перспективе.

С тех пор уровень расходов на НИОКР Финляндии вырос до 4% ВВП, являясь одним из самых высоких в мире. Впереди Финляндии только Израиль, в котором этот показатель составляет примерно 4,5%.

В национальной инновационной стратегии, принятой в 2008 г., недвусмысленно указывалось на то, что развитие новой экономики знаний начало замедляться, прежде всего по двум основным причинам. Во-первых, возможность генерировать инновационные продукты и услуги всегда зависит от сотрудничества с международными инновационными сообществами; страна не может поддерживать свою конкурентоспобность в изоляции от внешнего мира, и успех в этом вопросе напрямую увязан с интеграцией в глобальную инфраструктуру развития высоких технологий. Во-вторых, сохранение конкурентоспособности невозможно без системных преобразований. Наиболее успешные страны и компании обязаны быстро и эффективно внедрять инновации, над которыми работают университеты, научно-исследовательские центры и высокотехнологичные компании. В этом контексте органы государственной власти должны играть более активную роль и оказывать поддержку таким системным преобразованиям. Эти усилия должны приводить к созданию наукоемкой экосистемы в масштабе целой страны, включающей в себя стимулы, инфраструктуру, правовое поле и доверие участников рынка. Все эти элементы являются важнейшими составляющими эффективного сотрудничества между компаниями, создающими дополнительную стоимость через инновации.

Довольно часто приходится слышать о том, что люди в России не дружат с инновациями. Это напоминает мне о словах глубоко уважаемого мною Анатолия Чубайса, председателя правления ОАО «Роснано», который как-то сказал о том, что спрос на инновационные продукты и сервисы в российском обществе на самом деле высок, сославшись на то, что у каждого в кармане есть мобильный телефон. Это отличный пример. Наши мобильные телефоны имеют огромное количество функций и возможностей – но сколько из них мы используем на деле? Эта проблема носит глобальный характер: у нас очень много инновационных продуктов и сервисов (включая те, которыми обладают наши мобильные устройства), но мы не пользуемся ими. Наличие большого количества людей, способных внедрять инновационные технологии в свою повседневную жизнь, является недостаточным условием возникновения спроса на инновационные продукты и услуги, и мы никого не можем обвинять в том, что новейшие технологии не используются. Органы государственной власти и институты инновационного развития должны создавать условия, в которых без использования этих технологий, зачастую вполне доступных на рынке, невозможно успешно конкурировать. В более широком смысле: как положить такой «мобильный телефон» в карман каждого предприятия, каждой отдельно взятой отрасли.

В России рынок инновационных продуктов и сервисов только начинает складываться. Инноград «Сколково», инновационные экосистемы в Новосибирске и Томске и ряд других подобных инициатив создают предложение на рынке инноваций. Вместе с тем доля затрат на НИОКР в российском ВВП, создание социальных лифтов, развитие инфраструктуры, развитие широкопрофильного образования, формирование позитивного образа предпринимателя являются ключевыми факторами спроса на рынке инновационных продуктов и сервисов и могли бы стать приоритетами модернизационной повестки дня российского правительства.

Автор – консультативный партнер Nokia Corporation, старший научный сотрудник Гарвардского университета, премьер-министр Финляндии в 1991–1995 гг.