Дмитрий Казьмин: Почему власти «не замечают» контрафактную водку

Говорят, опытный налоговый инспектор может определить однодневку по одному названию. Интересно, что бы он сказал о названии «Прохладненский престиж»?

Водку под таким названием выпускало ООО «Каскад» из кабардино-балкарского города Прохладный. За 2007–2009 гг. «Каскад» уклонился от уплаты 6,2 млрд руб. акцизов и НДС, продавая водку, например, с акцизными марками винного напитка «Зори Кавказа». И продавая ее не в сельских ларьках в соседних республиках, а через сетевые магазины в 33 регионах России. Общие налоговые претензии к «Каскаду», подтвержденные недавно Арбитражным судом Северо-Кавказского округа, составили 9 млрд руб.

Несмотря на это, компания «Каскад» до сих пор существует, правда без лицензии. Государство не прониклось обещанной Дмитрием Медведевым «атмосферой нетерпимости» ни к владельцам бизнеса, ни к чиновникам, без которых была невозможна эта схема, ни к тем, кто распространял контрафактную водку. Я не удивлюсь, если оборудование «Каскада» сменило прописку и выпускает «Престиж» под новой вывеской.

Я понимаю, почему фабричное производство нелегальной водки терпят на местах. Чистый доход от экономии на налогах «Каскада» равен трети доходов бюджета Кабардино-Балкарии в 2009 г. Но лояльность на уровне федеральных властей говорит об их неспособности ставить приоритеты и добиваться их исполнения. Ведь контрафактную водку – не подпольного, а заводского производства – до сих пор можно купить в любом городе: по оценкам директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, на нее приходится треть всего рынка, или 1 млрд бутылок.

Официальные лица твердят о борьбе с алкоголизмом, снижении потребления алкоголя, увязывая с этой задачей повышение акцизов и минимальной цены водки. При любой из этих задач власть должна все силы бросить на борьбу с контрафактной продукцией – ведь она как сводит на нет антиалкогольную кампанию (водку можно купить дешево), так и опустошает бюджет. Вместо этого философский камень, как назло, ищут где угодно в других сферах: запрещают торговлю в ларьках, рекламу в СМИ, сайты, пропагандирующие алкоголизм, собираются ввести госмонополию на спирт. Все это напоминает анекдот про глупого ревнивого мужа, который в поисках любовника жены проверил тумбочку, духовку и сахарницу, но не посмотрел в шкафу.